pogovorim.by
Новое на форуме
На правах рекламы
компьютерный сервис
Курс валют
У нас в гостях
Ольга Барабанщикова
 Белорусский портал Pogovorim.by » Энциклопедия Беларуси » Важнейшее юридическое свойство Конституции.
Важнейшее юридическое свойство Конституции.
категория:  Энциклопедия Беларуси 20-11-2012, 22:17
Поделиться в соцсетях: Загрузка, подождите...

 

В Конституции закреплен правовой статус органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что верховенство по отношению ко всем иным правовым актам – важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по от­ношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

В истории белорусского государства был случай, когда иному норма­тивному акту был придан более высокий юридический вес, нежели Кон­ституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конститу­ционного закона, обладающего более высокой юридической силой, не­жели Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

В связи с закреплением в Конституции принципа ее приоритета по отношению к законам, декретам, указам, несомненно, можно сделать вы­вод и о верховенстве Конституции по отношению также и к актам пра­вительства (они должны базироваться на Конституции, законах, право­вых актах президента), других государственных органов.

Непосредственно действующими являются те конституционные нор­мы, которые могут быть осуществлены с использованием конституционных средств, опосредованно действующими – те, которые требуют предва­рительной конкретизации.

В Конституции Республики Беларусь нет указания на прямое действие норм Конституции, однако в силу закрепленного в статье 137 принципа верховенства Основного Закона они обладают преимуществом не только в случаях расхождения между Конституцией и нормами подконституционных актов, но и в связи с содержащимися в них пробелами, свидетель­ствующими о недостатках правового регулирования. Государство обяза­но исполнять конституционные нормы и в том случае, когда физическое или юридическое лицо обращается за защитой своих конституционных прав и свобод без ссылки на нормы отраслевого законодательства. При­знаком прямого действия конституционных норм является их реальное применение судами.

Конституция Республики Беларусь закрепила новую концепцию взаимо­отношений личности и государства. Не классовые интересы, а человек является высшей ценностью общества и государства. Идет преодоление сложившихся ранее представлений, когда все подчинялось интересам го­сударства или коллектива. Пришло понимание необходимости оптими­зации отношений между индивидуумом и государством. Дальнейшее развитие статей, посвященных правам и свободам граждан, наполнение их новым содержанием, гарантированность исполнения – задача всех государственных органов, в том числе судов.

Изменения или дополнения Конституции могут быть осуществлены двумя субъектами – народом и парламентом. Согласно статье 140 Консти­туции разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат парламента. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами парламента по инициативе президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Бела­русь, обладающих избирательным правом.

Предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей Национального со­брания Республики Беларусь.

  • Комментариев: 0
  • |
  • Просмотров: 4752
 

Добавление комментария