ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Компетенция Президента.

Энциклопедия  •  21-11-2012, 16:49
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Полномочия белорусского Президента закреплены преимуществен­но в статье 84 Конституции. Однако и в иных ее статьях, законе о Прези­денте и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные пра­вам и обязанностям Президента.

Основные из них следующие.

Назначение республиканских референдумов. Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум – народ­ное голосование.

Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату пред­ставителей, Совет Республики и местные представительные органы. Конституция разграничила полномочия Президента и парламента в ре­шении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиаль­ных представительных органов, то решение о назначении выборов при­нимает Президент (пункт 2 статьи 84), а если Главы государства, то – Палата представителей (пункт 3 статьи 97).

Роспуск палат парламента. Досрочное прекращение полномочий палат парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разреше­ния конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.

Полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренном Конституцией. Во-первых, они могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии правительству. Так, согласно части девятой статьи 106 Конституции Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке правительства или о рос­пуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Во-вторых, полномочия палат парламента могут быть прекращены в случае вотума недоверия правительству. Вотум недоверия правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей (пункт 7 статьи 97 Конституции). Частным случаем выражения вотума недоверия правительству является повторно отклонение Палатой представителей программы деятельности правительства (пункт 5 статьи 97 Конституции). При выражении вотума недоверия правительство должно заявить Президенту об отставке.

В-третьих, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при двукратном отказе в согласии на назначение Премьер-министра. Решение этой палатой парламента о согласии на назначь Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра, в случае если Палата представителей дважды отказывает в согласии назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В-четвертых, полномочия Палаты представителей либо Совета Рес­публики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения па­латами парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента. Его рассмотрение не может быть откло­нено по инициативе Конституционного Суда.

В Конституции закреплено, что с прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей, т.е. допускается роспуск как одной, так и двух палат одновременно.

Назначение членов Центральной комиссии Республики Бела­русь по выборам и проведению республиканских референдумов. Согласно пункту 4 статьи 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и прове­дению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центр­избиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство как Главы государства, так и парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов как Президента, так и в парламент. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомен­дуются соответственно Президенту и Совету Республики совместными пред­ставлениями президиумов областных, Минского городского Советов де­путатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов. В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорга­низовывать Администрацию Президента, другие органы государственно­го управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.

Читайте нас в