ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Компетенция Президента.
Полномочия белорусского Президента закреплены преимущественно в статье 84 Конституции. Однако и в иных ее статьях, законе о Президенте и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.
Основные из них следующие.
Назначение республиканских референдумов. Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум – народное голосование.
Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы. Конституция разграничила полномочия Президента и парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент (пункт 2 статьи 84), а если Главы государства, то – Палата представителей (пункт 3 статьи 97).
Роспуск палат парламента. Досрочное прекращение полномочий палат парламента, т.е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренном Конституцией. Во-первых, они могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии правительству. Так, согласно части девятой статьи 106 Конституции Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.
Во-вторых, полномочия палат парламента могут быть прекращены в случае вотума недоверия правительству. Вотум недоверия правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей (пункт 7 статьи 97 Конституции). Частным случаем выражения вотума недоверия правительству является повторно отклонение Палатой представителей программы деятельности правительства (пункт 5 статьи 97 Конституции). При выражении вотума недоверия правительство должно заявить Президенту об отставке.
В-третьих, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при двукратном отказе в согласии на назначение Премьер-министра. Решение этой палатой парламента о согласии на назначь Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра, в случае если Палата представителей дважды отказывает в согласии назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
В-четвертых, полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента. Его рассмотрение не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.
В Конституции закреплено, что с прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей, т.е. допускается роспуск как одной, так и двух палат одновременно.
Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Согласно пункту 4 статьи 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство как Главы государства, так и парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов как Президента, так и в парламент. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются соответственно Президенту и Совету Республики совместными представлениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов. В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.