ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Компетенция Парламента.

Энциклопедия  •  23-11-2012, 20:07
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Основная функция парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). Принятие законов является делом обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. В пункте 1 статьи Конституции специально выделено правомочие Палаты представите рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граж­дан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о вве­дении в действие указанных законов, о толковании Конституции счита­ются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат парламента.

Рассмотрение проектов законов. В пункте 2 статьи 97 Конститу­ции к компетенции Палаты представителей отнесено рассмотрение про­ектов законов, в том числе об утверждении основных направлений внут­ренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном со­держании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских на­логов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и за­нятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устрой­ства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопро­изводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.

Таким образом, в Конституции в определенной мере реализована идея об определении предмета законодательного веления Палаты пред­ставителей (а значит, и парламента в целом).

Внесение предложении о проведении референдума. Назначение выборов Президента. Республиканские референдумы назначаются Пре­зидентом Республики Беларусь. В качестве инициатора его проведения могут выступать Палата представителей и Совет Республики. Предложение об этом принимается палатами на их раздельных заседаниях большин­ством от полного состава каждой из палат.

В новой редакции Конституции распределены роли по назначению выборов Президента и палат парламента. Палата представителей назна­чает выборы Главы государства. Порядок и сроки назначения выборов Президента предусмотрены Конституцией (статья 81) и законом о выбо­рах Президента Республики Беларусь.

Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь и об обеспечении связанных с этим организационных мероприятий по их подготовке и проведению является исключительным правом Палаты пред­ставителей: оно принимается без участия второй палаты – Совета Рес­публики. Данное решение принимается в форме постановления Палаты представителей.

Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобожде­нии от должности, смещении с должности Президента Республики Беларусь. Срок полномочий Президента Республики Беларусь – пять лет, однако он в любое время может подать в отставку, которая прини­мается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соот­ветствующим постановлением.

Согласно Конституции (статья 88) Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособ­ности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении от должности Президента принимается боль­шинством (не менее 2/3) голосов от полного состава Палаты представи­телей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Делегирование Президенту законодательных полномочий. Прак­тика делегирования парламентом своих полномочий другим органам го­сударственной власти не нова. Она широко распространена за рубежом (во Франции, Испании, Германии), а также ранее применялась и в нашей правотворческой деятельности.

В статье 97 Конституции закреплены основные правомочия Палаты представителей. Помимо рассмотренных, эта палата дает согласие Прези­денту на назначение премьер-министра; одобряет или отклоняет про­грамму деятельности правительства, с которой выступает премьер-министр; рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии прави­тельству; выражает вотум недоверия правительству, а также отменяет распоряжения председателя Палаты представителей.

Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Па­латой представителей проекты законов о внесении изменений и дополне­ний в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями при реше­нии кадровых вопросов. Он дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного, Высшего Хозяйственного судов, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов Правления Национального банка; изби­рает шесть судей Конституционного суда; избирает шесть членов Цент­ральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению рес­публиканских референдумов.

Учитывая, что Совет Республики является палатой территориального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Совет Республики вправе отменять решения местных Советов депутатов (в пределах своей компетенции), не соответствующие законодательству; принять решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического нарушения им требований законодательства и в иных слу­чаях, предусмотренных законом (статья 19 Закона о местном управлении и самоуправлении).

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаш представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Читайте нас в