ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Законодательный процесс в Парламенте.

Энциклопедия  •  23-11-2012, 20:10
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Законодательный процесс в Парламенте.

Законодательный процесс в белорусском парламенте состоит из следующих стадий.

Первой стадией в законодательном процессе является прогнозиро­вание и планирование развития законодательства.

Действующая Конституция предопределяет необходимость одобрения программы законодательных работ, которая бы включала подготовку зако­нов, принятие которых вытекает из Конституции, а также новых и совер­шенствование действующих законодательных актов.

Вторая стадия законодательного процесса – законодательная ини­циатива. Конституция закрепляет круг органов и лиц, обладающих пра­вом законодательной инициативы (статья 99). Им обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. При этом необходимо учитывать следующие особенно­сти. Конституционный Суд вправе вносить предложения в парламент о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Такие предло­жения рассматриваются парламентом в порядке, им установленном. В Основном Законе выделен особый уровень законодательной инициативы, который касается изменения или дополнения Конституции (статья 138).

Приоритетному рассмотрению в Палате представителей подлежат проекты законов, непосредственно направленные на реализацию поло­жений Конституции Республики Беларусь.

Законопроект или проект постановления Палаты представителей, внесенный субъектом права законодательной инициативы в соответствии с законом и правилами, установленными Регламентом, подлежит обяза­тельному рассмотрению Палатой представителей.

К рассмотрению в Палате представителей проекты законов Респуб­лики Беларусь представляются субъектами права законодательной ини­циативы. К проекту прилагается информация о предварительной экспер­тизе законопроекта учеными и специалистами (если такая экспертиза проводилась), а также заключения заинтересованных государственных органов, их замечания и предложения.

Третья стадия – предварительное рассмотрение проектов. Посту­пившие в Палату представителей проекты законов и постановлений согласно Регламенту направляются в управление Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, для подготовки заключения о соответствии законопроекта требованиям Рег­ламента. Председатель Палаты представителей или его заместитель на­значает головную комиссию для предварительного рассмотрения зако­нопроекта и подготовки по нему заключения.

Если головная комиссия заявляет о своей некомпетентности по проекту или имеются разногласия между двумя или более комиссиями, предсе­датель Палаты представителей или его заместитель после консультаций с председателями этих комиссий при недостижении согласия вносит на рассмотрение Совета Палаты представителей предложение о создании специальной комиссии для работы с проектом. Совет Палаты предста­вителей утверждает председателя и состав специальной комиссии.

Головная комиссия по законопроекту направляет законопроект в по­стоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата Палаты представителей, самостоятельно определяет других субъектов, привлекае­мых к предварительному рассмотрению проекта, и сроки для представления замечаний и предложений по проекту, которые должны быть не менее десяти дней, если иное не предусмотрено Регламентом.

В соответствии с требованиями Регламента Палаты представителей ра­бота комиссий над законопроектом должна проводиться открыто и гласно.

По завершении работы головная комиссия направляет заключение и законопроект со всеми необходимыми материалами в Совет Палаты пред­ставителей для предварительного рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей для рас­смотрения в первом чтении.

Четвертая стадия – рассмотрение проекта на заседании Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату пред­ставителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Регламентом.

Текст проекта закона, подготовленного к первому чтению и вклю­ченного в повестку дня сессии, материалы к нему, заключение головной комиссии по проекту направляются Секретариатом Палаты представи­телей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, а также заинтересованным органам не позднее нем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено Регламентом.

По результатам обсуждения Палата представителей голосованием принимает или отклоняет законопроект. Решение по законопроекту, рас­смотренному в первом чтений, принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей-

После принятия законопроекта в первом чтении Палата представителей передает его на доработку для представления проекта во втором чтении.

По решению Палаты представителей законопроект между первым и вторым чтением может быть вынесен на народное обсуждение.

Доработанный законопроект по решению Совета Палаты представителей предлагается для включения его в повестку дня сессии.

Обсуждение законопроекта во втором чтении начинается с его наименования, затем обсуждается преамбула законопроекта. Далее на основании решения Совета представителей законопроект обсуждается постатейно, и по разделам, по иным структурным частям проекта или в целом. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных частей или законопроекта в целом на доработку.

Пятая стадия – принятие закона. После того как проведено согласование по всем статьям, главам, разделам или иным структурным частям проекта, а также по всем поправкам, законопроект ставится на голосование в целом.

Если в процессе второго чтения в законопроект вносились изменения и дополнения, голосование в целом по проекту проводится только после рас­печатки окончательного текста законопроекта с принятыми поправками.

Законопроект считается принятым Палатой представителей при усло­вии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаш представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией проекты программных законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республике Беларусь считаются приня­тыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Решение о принятии закона по требованию Президента либо по его поручению – правительства в соответствии с частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (т.е. без участия Совета Республики) считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Если по результатам голосования законопроект не принят Палатой представителей, она может принять решение об отклонении законопроекта Решение об отклонении законопроекта считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

В случае принятия такого решения рассмотрение данного законо­проекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату пред­ставителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект.

Шестая стадия – рассмотрение и одобрение (отклонение) Сове­том Республики принятых проектов законов.

Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта при­нимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.

Постановления Совета Республики об одобрении законопроектов о вне­сении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопро­ектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них прого­лосовало не менее двух третей полного состава Совета Республики.

Если законопроект не был рассмотрен Советом Республики в уста­новленные Конституцией сроки, то он считается одобренным и направ­ляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Последней стадией законодательного процесса является подписа­ние и обнародование закона.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый в соответствии с Конституцией только Пала­той представителей, представляется в десятидневный срок на подпись Президенту Республики Беларусь.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть за­кон с возражениями Президента в срок не позднее 30 дней.

Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.

Если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь, он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь предлагаемый.

Читайте нас в