pogovorim.by
Курс валют
У нас в гостях
Артем Михаленко
 Белорусский портал Pogovorim.by » Энциклопедия Беларуси » Местное самоуправление Республики Беларусь.
Местное самоуправление Республики Беларусь.
категория:  Энциклопедия Беларуси 25-11-2012, 21:09

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Со­веты депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Сове­ты депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, со­циального и экономического развития соответствующей территории.

В республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномо­чия Советов.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, посел­ковые, городские (городов районного подчинения) Советы; к базовому – городские (городов областного подчинения), районные Советы; к област­ному – областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

В соответствии со статьей 118 Конституции местные Советы депута­тов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.

Местное самоуправление не может сводиться лишь к избранию и деятельности представительных органов   местных Советов депутатов. Оно значительно шире и включает местные референдумы, собрания, работу органов территориального общественного самоуправления и для формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Система местных органов управления состоит из областных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.

В соответствии со статьей 9 закона о местном управлении и самоуправлении исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней входят в систему органов исполнительной власти, являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета помимо его председателя вхо­дят заместители (заместитель) председателя исполкома, управляющий де­лами в сельских, поселковых, городских (городов районного подчине­ния) – секретарь и члены исполнительного комитета.

Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей централь­ной власти и органов управления, формируемых на местном уровне).

Население по областям (их 6) и г. Минску (по своему статусу прибли­жен к области) распределяется в целом равномерно: в столице – г. Минске проживает около 1,8 млн. человек, в Брестской – 1,4 млн., Витебской – 1,3 млн., Гомельской – 1,5 млн., Гродненской – 1,1 млн., Минской – 1,5 млн., Могилевской – 1,1 млн. человек.

Ежегодно принимаемый закон «О бюджете Республики Беларусь» определяет систему распределения налогов и сборов, взимаемых на тер­ритории Республики Беларусь.

Столицей Республики Беларусь является г. Минск, статус которого определяется законом от 12 июля 2000 г. Согласно закону г. Минск отне­сен к особой категории населенных пунктов. Здесь место нахождения официальной государственной резиденции Президента Республики Бе­ларусь, высших органов государственной власти, иных центральных государственных органов, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств между­народных организаций.

С целью осуществления г. Минском функций столицы в республи­канском бюджете столичные расходы выделяются отдельной строкой; городу предоставляются субвенции и субсидии; передано имущество в коммунальную собственность; предоставляются государственные гарантии на привлекаемые инвестиции и др. Столица имеет свой Устав, который утвержден решением Минского городского Совета депутатов 26 июня 2001 г.

Помимо Устава местными властями устанавливается порядок пригла­шения организациями и индивидуальными предпринимателями иного­родних граждан для работы и жительства в г. Минске, устанавливается с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города размер платы за каждого приглашенного; утверждаются правила благоустрой­ства и содержания города Минска; утверждается порядок согласования органами опеки и попечительства города Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений отдельных категорий граждан; осу­ществляются иные полномочия в соответствии с законодательными акта­ми Республики Беларусь.

Среди общего числа депутатов местных Советов депутатов абсолют­ное большинство – беспартийные. Это объясняется во многом тем, что после распада СССР, а еще ранее – утраты коммунистической партией своей роли, новые партии немногочисленны и граждане больше ориен­тируются ее на партийную принадлежность, а на программы и личность кандидата в депутаты. Всего в местных Советах на конец 2004 г. работало депутатов. При этом высшее образование имеют 59%, среднее специальное – 29%, среднее – 12%; в возрасте до 30 лет – 5%, от 30 до – 65%, свыше 50 лет – 30%; представляют государственные организации –19%, промышленность – 9%, сельское хозяйство – 32%, другое – 36%, неработающие – 4%.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов обра­зуются избирательные округа: по выборам в областной Совет депутатов – от 40 до 60;

по выборам в Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60;

по выборам в районный Совет депутатов – от 25 до 40;

по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40;

по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25;

по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11.

Активность граждан на местных выборах, прошедших в 1999 и 2001

2003 г. – в списки включено 7104428 человек, в голосовании при участии 5214895 человек (73,4%); в 1999 г. – 4933007 (66,9%).



Расскажите друзьям:
  • Комментариев: 0
  • |
  • Просмотров: 2369