ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Органы обеспечения национальной безопасности.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности в пределах соответствующих полномочий принимают участие Президент Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь, парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, правительство – Совет Министров Республики Беларусь, суды и органы Прокуратуры Республики Беларусь, другие органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы.
Президент Республики Беларусь, являющийся в соответствии с Конституцией Главой государства, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики страны. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, образует, упраздняет и реорганизует государственные органы системы обеспечения национальной безопасности, издает нормативные правовые акты и директивы по вопросам национальной безопасности. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами, осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, внутренними войсками Министерства внутренних дел, пограничными войсками, органами государственной безопасности, другими воинскими формированиями. Он назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований, вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозой насилия со стороны группы лиц или организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. В области обороны Президент Республики Беларусь: утверждает план обороны Республики Беларусь; определяет задачи военной организации государства по организации вооруженной защиты страны; вносит в Национальное собрание Республики Беларусь предложения по объему бюджетных ассигнований на оборону; утверждает концепции военного строительства и строительства Вооруженных Сил, планы строительства, развития и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственную программу оперативного оборудования территории страны, план гражданской обороны, положение о территориальной обороне, мобилизационные планы, планы накопления материальных средств в государственном и мобилизационном резервах, государственную программу вооружения, структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их дислокацию; осуществляет через Генеральный штаб Вооруженных Сил стратегическое управление военной организацией государства в случае военной угрозы Республике Беларусь или при отражении нападения со стороны другого государства (других государств); решает вопросы, связанные с направлением военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников за пределы страны для выполнения международных обязательств государства в порядке, установленном законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Правовую основу деятельности Президента Республики Беларусь составляют Конституция и Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».
Совет Безопасности Республики Беларусь – конституционный, высший коллегиальный координационно-политический орган, созданный в целях реализации полномочий Президента Республики Беларусь как Главы государства в области обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности Республики Беларусь был создан в 1994 г.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляет Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2000 г. № 633 «Вопросы Совета Безопасности Республики Беларусь». Данным Указом утверждено Положение о Совете Безопасности.
К ведению Совета Безопасности относится рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики Республики Беларусь, касающихся интересов национальной безопасности и обороны страны, а также принятое важнейших решений по обеспечению безопасности государства и его граждан в основных сферах – политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной. Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент Республики Беларусь. В состав Совета Безопасности также входят постоянные члены и члены Совета Безопасности. Постоянными членами Совета Безопасности должности являются Премьер-министр Республики Беларусь, Председатели палат Национального собрания Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государств Совета Безопасности Республики Беларусь. Членами Совета Безопасности по должности являются Председатель Комитета государственною
контроля, Генеральный прокурор, министры обороны, внутренних дел иностранных дел, финансов, Председатель Комитета государственной безопасности. Работой Совета Безопасности руководит Президент Республики Беларусь. Совет Безопасности: определяет жизненно важные интересы общества и государства; выявляет внутренние и внешние угрозы национальной безопасности; разрабатывает основные направления
стратегии обеспечения национальной безопасности; осуществляет подготовку рекомендаций Президенту Республики Беларусь по ключевым вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам государственной политики в области военной безопасности государства, мобилизационной подготовки и мобилизации; определяет основные направления военной политики, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований, а также основополагающие положения Военной доктрины Республики Беларусь; организует устойчивое функционирование военной организации государства в любых условиях военно-политической обстановки; определяет структуру и численность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом реальной объективной достаточности для обороны, а также экономических возможностей государства и вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь; вносит предложения Президенту Республики Беларусь по вопросам введения, продления и отмены военного, чрезвычайного положения; координирует перевод экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени; заслушивает руководителей республиканских органов государственного управления по вопросам обороны и обеспечения военной безопасности государства; определяет основные направления международной военно-политической деятельности, задачи по развитию союзнических и партнерских отношений с другими государствами. Деятельность Совета Безопасности Республики Беларусь обеспечивается его рабочим органом – Государственным секретариатом Совета Безопасности, положение о котором и его структура утверждаются Президентом Республики Беларусь.
На рассмотрение Совета Безопасности выносились такие важные документы, как Концепция национальной безопасности, Военная доктрина Республики Беларусь, Концепция и План строительства Вооруженных Сил.
При Совете Безопасности в соответствии с его основными задачами и функциями могут создаваться межведомственные комиссии. Так, указами Президента Республики Беларусь при Совете Безопасности созданы межведомственные комиссии: по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией (указ от 30 июня 1995 г. № 244), по защите государственных секретов (указ от 5 февраля 1999 г. № 81), по безопасности в экономической сфере (указ от 10 июля 2002 г. № 371), по вопросам судебно-экспертной деятельности (указы от 14 сентября 2003 г. № 407 и от 17 октября 2003 г. № 457).