ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Индексация пенсий.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 15:55
Jenny
журналист Pogovorim.by

Составным элементом любой пенсионной системы является индекса­ция (корректировка) пенсий. В мировой практике пенсионного страхования применяются в основном 2 подхода к индексации пенсий. Первый – исходя из индекса роста цен и второй – в зависимости от роста зара­ботной платы работающих. Второй способ, как правило, требует больше средств, в связи с чем в некоторых государствах применяется смешанный способ, заключающийся в использовании среднеарифметической вели­чины двух индексов: роста цен и роста заработной платы.

В целях защиты пенсионеров от инфляционных процессов Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрен меха­низм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной пла­ты рабочих и служащих с использованием индивидуального коэффици­ента заработка пенсионера. Очередная корректировка пенсий произво­дится автоматически, если средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастает более чем на 10% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Такой механизм обуслов­лен тем, что именно объем отчислений от фонда заработной платы субъек­тов хозяйствования определяет возможности для финансирования расхо­дов на выплату трудовых пенсий. Минимальные трудовые пенсии, кроме того, индексируются в связи с изменением бюджета прожиточного мини­мума 4 раза в год (с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября). Соци­альные пенсии, которые назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, также индексируются 4 раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. Это позволяет защитить покупательную способность минимальных и социальных пен­сий от роста потребительских цен.

В Беларуси реальный размер назначенной месячной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 г. увеличился на 13,2%.

В декабре 2005 г. средний размер назначенной месячной пенсии соста­вил 211 тыс. руб. (97,6% от величины среднедушевого минимального по­требительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 221,4 тыс. руб., по инвалидности – 197,3 тыс., по слу­чаю потери кормильца – 135,8 тыс., социальной пенсии – 99,6 тыс. руб.

Общепризнанным критерием оценки уровня пенсионного обеспече­ния в любом государстве является, как правило, соотношение средней пенсии и средней заработной платы (так называемый коэффициент за­мещения). В сентябре 2005 г. в Беларуси средний размер назначенной месячной пенсии к среднему размеру начисленной заработной платы со­ставлял 43,4% (в 1990 г. – 39,8%, в 2000 г. – 40,8%). Этот показатель в стране выше, чем в других государствах, находящихся с Беларусью в сход­ных социально-экономических условиях. К примеру, в Российской Феде­рации указанный показатель в 2003 г. составлял 31%.

Вместе с тем проблемы развития пенсионной системы Беларуси, как впрочем и во всех развитых странах, усугубляются в связи с резким по­старением населения. Согласно классификации ООН, молодым государ­ством считается то, где доля пожилых людей (старше 65 лет) в общей чис­ленности населения составляет 4%, а старым – то, где она достигла 7%. В 1959 г. в Беларуси пожилых людей в возрасте 65 лет и старше было 7,2%, в 2005 г. – 14,6%. Для сравнения: уровень старости населения в Герма­нии составляет 14,0%, в Англии – 15,8, Франции – 14,5, США – 12,6%. Беларусь за 45 лет постарела более чем в 2 раза. При этом необходимо иметь в виду, что в республике законодательный возраст выхода на пенсию ниже, чем во многих странах: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет, тогда как во многих странах Европы и мира – 65-67 лет. Это объясня­ется средней продолжительностью жизни, ожидаемой при рождении. В Бе­ларуси она составляет 69,0 года (у женщин – 75,0, у мужчин – 63,2). Известно, что средняя продолжительность предстоящей жизни в Япо­нии – 78,3 года, Канаде – 76,6, Швеции – 72,9 года. В этих странах жителям в 65 лет предстоит почти такая же, а иногда и более долгая жизнь, чем жителям Беларуси в 55-60 лет. Доля лиц старших возрастов в Республике Беларусь в 2005 г. составила 21,2%, в том числе в городах в пенсионном возрасте находилось 17,2% всего населения, в сельской мест­ности – 31,5%, т.е. каждый третий сельский житель – пенсионер. Это обусловило увеличение нагрузки на трудоспособное население, которая составила в 2005 г. 342 человека на тысячу трудоспособного населения против 245 в 1959 г.

В более отдаленной перспективе, если не удастся изменить демогра­фическую ситуацию в стране, положение еще более усложнится. К 2025 г. на 1000 человек трудоспособного возраста может приходиться 550, к 2035 г. – до 700, к 2040 г. – до 800 пенсионеров, а к 2050 г. их количество может превысить количество трудоспособных. С данной проблемой, как уже отме­чалось, столкнулись и развитые страны. Однако ее решение в нашей стра­не потребует больших усилий и средств, поскольку мы одновременно долж­ны будем решать проблемы пенсионного обеспечения, здравоохранения, жилья, отдыха пожилых людей и т.д. Сложность и в том, что основная доля пожилых людей проживает в сельской местности, а не в городах, как в большинстве развитых стран.

Решение проблемы старшего поколения требует системного подхода Это невозможно без пересмотра социальной политики и разработки новых подходов к совершенствованию существующей пенсионной системы.

Реформы в сфере пенсионного обеспечения следует направить на решение двух взаимосвязанных задач. Они должны обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы, повышение реального размера пенсий и улучшение качества жизни пенсионера. В долгосрочном же плане призваны предотвратить кризис пенсионной системы в связи со старением и увеличением продолжительности жизни населения Беларуси.

Исходя из этих задач, пенсионная реформа должна основываться на следующих принципах:

равного права граждан на пенсионное обеспечение независимо от со­циального положения, пола, рода занятий, национальной принадлежности;

обязательности государственного социального страхования всех ра­ботающих;

солидарности поколений в области финансирования государствен­ного пенсионного обеспечения;

гарантированности пенсионного обеспечения из государственного фонда социального страхования при условии уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством страны;

аккумулирования взносов по социальному страхованию в стра­ховом фонде, финансирующем выплату трудовых (страховых) пенсий;

увязки размера трудовых (страховых) пенсий с продолжительностью страхования и заработком, из которого уплачивались страховые взносы;

использования средств пенсионного страхования исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных;

капитализации и инвестирования временно свободных средств в установленном порядке с целью получения прибыли;

покрытия за счет бюджетных средств государства расходов на пен­сионное обеспечение лиц, не участвовавших в системе пенсионного стра­хования в период учебы, ухода за детьми, службы в армии и др.;

финансирования за счет работодателя страхования от трудового увечья, профессионального заболевания и др.;

ответственности государства за качество жизни пенсионеров в стране.

Читайте нас в