ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




"Молодежные" льготы.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 16:40
Jenny
журналист Pogovorim.by

"Молодежные" льготы.

В 2003 г. из общей суммы расходов на льготы 57% составило финан­сирование льгот для пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основным критерием предоставления этих социальных льгот выступает статус граждан в зависимости от уровня загрязнения территории их про­живания. Определены 2 основные категории получающих льготы: участ­ники ликвидации последствий катастрофы и потерпевшее население. Льготы участникам ликвидации предусматриваются по следующим груп­пам: медицина и оздоровление; жилищно-коммунальные услуги; имуще­ственные отношения с государством; образование и профессиональное обучение; условия оплаты труда и проживания; пенсионное обеспечение и др. Поскольку численность населения, пострадавшего от аварии на Чер­нобыльской АЭС, составляет свыше 2 млн. человек, т.е. около 20% на­селения страны, это делает невозможным финансирование данных со­циальных расходов в полном их объеме и приводит к недостаточности размеров льгот и несвоевременности их получения.

В соответствии с законом «Об общих началах государственной моло­дежной политики в Республике Беларусь» и иными нормативно-право­выми актами молодым гражданам предоставляются следующие льготы в целях обеспечения их экономической самостоятельности и поддержки: молодым гражданам и молодым семьям выделяются долгосрочные кре­диты на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаве­дение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихо­да длительного пользования; для учащихся и студентов устанавливается льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями, предоставляются льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским общественным транспортом. Для расширения доступа молодых граждан к получению образования в соответствии с Указом Президента «О пре­доставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных усло­виях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности на платной основе создана система льготного кредитования на эти цели, которая позволяет наиболее полно реализовать конституционное право на образование.

В целях реализации государственной жилищной политики предо­ставляются льготные кредиты гражданам, имеющим законодательное пра­во на получение государственной поддержки для строительства (рекон­струкции) или приобретения жилых помещений (дети-сироты и дета, оставшиеся без попечения родителей; больные активной формой тубер­кулеза; специалисты, направленные на работу в сельскую местность; инва­лиды и участники Великой Отечественной войны и др.). Многодетным семьям предоставляется помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам в следующих размерах: при рождении третьего ребенка – 30% от суммы задолженности по выданным кредитам; при рождении четвертого ребенка – 50%; при рождении пятого ребенка и последующих детей – 100%.

Наиболее затратными для государства являются льготы по транспорт­ным услугам, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному обес­печению, жилищно-коммунальным услугам. Доля убытков предприятий транспорта в последние годы превышает 40%, что обусловлено не толь­ко сдерживанием роста тарифов и недостатком выделяемых дотаций, но и отсутствием действенного механизма компенсации потерь доходов от предоставления льготных транспортных услуг. Данные за 2005 г. свидетельствуют о том, что различными видами льгот на транспорте поль­зуются 46,9% населения – практически все взрослое население страны. В последнее время эти категории льготников несколько уточнены и скор­ректированы, но тем не менее их число остается слишком большим.

Таким образом, действующая сегодня в Республике Беларусь система социальных льгот является сложным элементом национальной системы социальной защиты, а ее функционирование наряду с положительным в целом социальным результатом приводит нередко к прямым и косвенных! экономическим потерям. В основном причины недостатков существующей системы предоставления социальных льгот связаны со сложностью пере стройки менталитета населения страны, осознания новой экономической реальности и пересмотра роли государства в условиях перехода к рыноч­ным отношениям. Система предоставления льгот населению в Республи­ке Беларусь требует ее совершенствования с учетом положительного опыта зарубежных стран в этой сфере.

Вопреки распространенным представлениям о стремлении молей сохранить существующие льготы, общественное мнение по этому вопро­су далеко не однозначно, о чем свидетельствуют данные опросов населе­ния.

Читайте нас в