pogovorim.by
Курс валют
У нас в гостях
Артем Михаленко
 Белорусский портал Pogovorim.by » Энциклопедия Беларуси » Подготовка научно-педагогических кадров.
Подготовка научно-педагогических кадров.
категория:  Энциклопедия Беларуси 19-04-2013, 16:28

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 564  от 18 сентября 1992 г. «О создании Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь» в целях поддержания квалификации научных и научно-педагогических кадров на надлежащем уровне, сохранения существующего в республике научно-технического и интеллектуального потенциала и формирования национальной системы аттестации  научных и научно-педагогических работников создана Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров Республики Беларусь (БелВАК). Первый председатель – академик А.П. Достанко.

В этот же день постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 563 «О временном порядке присвоения ученых званий в Республике Беларусь» Министерству образования Республики Беларусь было поручено для решения вопросов о присвоении ученых званий доцента и профессора сформировать аттестационную коллегию из числа ведущих преподавателей высших учебных заведений и ученых республики.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 94 вопросы присвоения ученых званий вошли в компетенцию ВАК.

Ключевым моментом в формировании национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации явилось подчинение ВАК, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 7 от 5 марта 2002 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», непосредственно Главе государства.

С декабря 2002 г. до назначения на должность Первого Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь в январе 2006 г. ВАК возглавлял академик Рубинов А.Н. С 2006 г. Председателем ВАК является член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси А.А.Афанасьев.

Базой для создания национальной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров Республики Беларусь явились кадровый потенциал науки и сеть специализированных советов по защите диссертаций, созданных в Беларуси в советский период. ВАК СССР и затем поступившие в подчинение правопреемника ВАК СССР — ВАК России. На момент создания белорусского ВАКа научную и научно-педагогическую деятельность в республике осуществляли 1650 докторов и 10970 кандидатов наук. Научно-педагогическая квалификация 620 ученых подтверждена аттестатами профессора, 3600 – аттестатами доцента, около 600 – аттестатами старшего научного сотрудника. Защита диссертаций осуществлялась в 129 специализированных советах (из них 64 — докторские) при 62 научных организациях и вузах республики.

С момента создания ВАК по настоящее время в Республике Беларусь успешно защищено 1372 докторских и 9576 кандидатских диссертаций. Ученое звание профессора присвоено 1191, доцента – 6694 научно-педагогическим работникам. Кроме того, 200 докторских и 301 кандидатских диплома, а также 9 аттестатов профессора и 26 аттестатов доцента, выданных ВАК России, были нострифицированы. Нострифицированы и 500 аттестатов старшего научного сотрудника, выданных ВАК СССР.

ВАК как государственный орган государственного управления, проводящий государственную политику и реализующий функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации, сформировал целостную национальную систему аттестации, включающую Президиум ВАК и 33 экспертных совета, осуществляющие экспертизу диссертаций в ВАК, а также 177 советов по защите диссертаций (из них 127 докторских) по 294 научным специальностям 23 отраслей науки, в которых проводится публичная защита диссертаций. В составе Президиума ВАК работают 15 ведущих ученых республики, из них 5 академиков и 4 _члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси. В экспертных советах ВАК экспертизу осуществляют 268 докторов и 7 кандидатов наук, в советах по защите диссертаций, действующих при 83 научных организациях и вузах, – 1530 докторов и 360 кандидатов наук.

За прошедшие 20 лет больше всего диссертаций защищено по техническим (1933 диссертации, или 17,7%),  медицинским (1715, или 15,6%), физико-математическим (1171, или 10,7%)  и экономическим (823, или 7,5%) наукам – т.е. по ключевым направлениям, определяющим инновационную составляющую социально-экономического состояния общества.

В числе ученых, защитивших свои докторские диссертации в этот период, – известные специалисты в области медицины, отмеченные государственными премиями и наградами С.И.Третьяк, Ю.П.Островский и О.О.Руммо, в области техники – С.М.Аваков, П.Л.Мариев, А.Д.Смычник.  Ряд диссертационных исследований выполнены на Большом адронном коллайдере в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований. Ежегодно в Беларуси защищают диссертации иностранные граждане: только в 2011 г. успешно защитили  диссертации 47 иностранных граждан из 13 государств (Германии, Ирака, Ирана, Ирландии, Китая, Ливана, Ливии, Польши, России, Сирии, Украины и Эквадора).

Наука – та сфера деятельности, где требуется обобщение по крупицам собираемого научного опыта и знаний. Докторами наук становятся те, кто сформировал новое научное направление, поэтому средний возраст соискателя докторской степени в течение всех 20 лет колеблется в пределах 48–50 лет, но при этом около 8 % составляют лица до 40 лет. Примерно треть соискателей становятся кандидатами наук до 30 лет. По нашему мнению, эти цифры говорят о том, что резерв для омоложения научных кадров имеется.

 

На 1 января 2005 г. в системе Министерства образования работало 16,4 тыс. профессорско-преподавательских работников и научных со­трудников, в том числе 940 докторов и около 6 тыс. кандидатов наук.

Ученую степень кандидата и доктора наук имеют 41,6% профес­сорско-преподавательских работников, 37,2% научных сотрудников.

Распределение научного потенциала по регионам и возрастая структура сотрудников вузов и научных организаций остались в остальном стабильны: 66% докторов и кандидатов наук работают в Минске, 10% – в Гомельской, 8% – в Витебской области. Доля сотрудников в возрасте до 39 лет состав­ляет для кандидатов наук 21%, докторов наук – 1,1%; численность док­торов и кандидатов наук в возрасте 60 лет и старше составляет около 2 тыс. человек (49% для докторов наук и 25% для кандидатов наук).

В университетах не только сохранен научный потенциал, но и обес­печено опережающее наращивание его кадрового состава. Ежегодно ву­зовский сектор науки пополняется 30 докторами и 140 кандидатами наук. Наибольшее число защит диссертаций в области технических (26%), филологических (17%) и физико-математических (13%) наук.

24% от общей численности специалистов вузов составляют моло­дые специалисты и сотрудники в возрасте до 29 лет.

На 1 января 2005 г. в вузах Министерства образования работали 41 док­тор наук в возрасте до 45 лет и 844 кандидата наук в возрасте до 35 лет.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях Министерства образования осуществля­ется по 220 научным специальностям в соответствии с приоритетными направ­лениями фундаментальных и прикладных научных исследований и научно-технической деятельности, а также потребностей отрасли образования.

На 1 января 2006 г. в 25 высших учебных заведениях и научных орга­низациях Министерства образования проходили подготовку в аспирантуре около 3 тыс. человек, в том числе 1,8 тыс. очно (62%), в докторантуре – 67 человек, через соискательство 1,3 тыс. человек для подготовки канди­датской диссертации и 42 человека – докторской диссертации.

Завершили обучение в аспирантуре около 800 человек, в том числе 32% успешно закончили подготовку, выполнив диссертационные исследо­вания в полном объеме, из них 16% защитили кандидатские диссертации. Выпуск из докторантуры составил 22 человека, в том числе 5 – с защитой и представлением докторской диссертации.

Одним из важнейших направлений подготовки научных кадров в ас­пирантуре, докторантуре является реализация принципа «государствен­ного заказа» по заявкам вузов и научных организаций. В 2006 г. целевой прием осуществлялся по отдельному плану и составил 25,2% (в 2005 г. – 24%, в 2004 г. – 18%, в 2003 г. – 16%) от общей численности приема, включая заявки других учреждений.



Расскажите друзьям:
  • Комментариев: 0
  • |
  • Просмотров: 1534