Признание выборов состоявшимися.
- 21.11.2012
- 8 261
Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосованной.
Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан, включенных в список избирателей.
Выборы Президента Республики Беларусь в целом по республике или по отдельным участкам для голосования, районам, городам, районам в городах, областям, городу Минску могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, если они повлияли на итоги выборов в целом по республике. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной комиссией. Жалоба о таком нарушении подается кандидатом в Президенты Республики Беларусь не позднее чем на следующий день после выборов. Решение Центральной комиссии может быть обжаловано в Верховный суд Республики Беларусь в течение 10 дней. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам в президенты Республики Беларусь.
Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования (опубликования) не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.
Законом предусмотрено, что если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в 2-недельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати на следующий день после назначения второго тура голосования.
Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты или признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.
Согласно закону повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.
В Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность (инаугурация – от лат. inaugurare – посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом присяги. Именно с произнесением присяги прекращаются полномочия предыдущего Президента.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания президента. Президент приносит присягу следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
Таким образом, уже исходя из содержания присяга видно, что Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.