ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Обращения Президента.
Обращение с посланиями к народу. Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремится либо решает в настоящее время.
Конституция, текущее законодательство не регламентируют частоту обращений Президента к народу. Определять частоту и время таких обращений, исходя из складывающейся ситуации – право Главы государства.
Обращение с ежегодными посланиями к парламенту; участие в работе парламента. Послания Президента к парламенту могут быть ежегодными. Однако не исключается право Президента обратиться с посланием к парламенту и в связи с какими-то особыми обстоятельствами. Согласно регламентам палат парламента ежегодные послания могут заслушиваться отдельно каждой палатой либо совместно.
В Конституции закреплено, что Президент Республики Беларусь имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением. Тем самым исключается проведение таких закрытых заседаний парламента, на которых не допускается присутствие Президента. Это является важной гарантией взаимодействия Главы государства и парламента.
Руководство заседаниями правительства. В пункте 15 статьи 84 Конституции предусмотрено, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь. Обычно это происходит, когда на заседании правительства рассматриваются наиболее важные вопросы. В этом случае Президент руководит ходом заседания. Он вправе выступать с докладом, сообщением, задавать вопросы присутствующим членам правительства и иным должностным лицам.
Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц. Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соответствии с законодательством и если иное не предусмотрено Конституцией.
Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища. Гражданство – это неотъемлемый атрибут государственного суверенитета, который определяет принадлежность лица государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.
Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента. Заявления подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, – в дипломатические представительства или консульские учреждения.
Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий. Государственные праздники могут устанавливаться в связи с важными историческими собьгтиями, спецификой той или иной профессии и т.д.
Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими.
С правом парламента устанавливать государственные награды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой – его исполняет, что является реализацией концепции разделения властей.
Осуществление помилования осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу.