ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Компетенция Парламента.
Основная функция парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). Принятие законов является делом обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. В пункте 1 статьи Конституции специально выделено правомочие Палаты представите рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат парламента.
Рассмотрение проектов законов. В пункте 2 статьи 97 Конституции к компетенции Палаты представителей отнесено рассмотрение проектов законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.
Таким образом, в Конституции в определенной мере реализована идея об определении предмета законодательного веления Палаты представителей (а значит, и парламента в целом).
Внесение предложении о проведении референдума. Назначение выборов Президента. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь. В качестве инициатора его проведения могут выступать Палата представителей и Совет Республики. Предложение об этом принимается палатами на их раздельных заседаниях большинством от полного состава каждой из палат.
В новой редакции Конституции распределены роли по назначению выборов Президента и палат парламента. Палата представителей назначает выборы Главы государства. Порядок и сроки назначения выборов Президента предусмотрены Конституцией (статья 81) и законом о выборах Президента Республики Беларусь.
Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь и об обеспечении связанных с этим организационных мероприятий по их подготовке и проведению является исключительным правом Палаты представителей: оно принимается без участия второй палаты – Совета Республики. Данное решение принимается в форме постановления Палаты представителей.
Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении от должности, смещении с должности Президента Республики Беларусь. Срок полномочий Президента Республики Беларусь – пять лет, однако он в любое время может подать в отставку, которая принимается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соответствующим постановлением.
Согласно Конституции (статья 88) Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении от должности Президента принимается большинством (не менее 2/3) голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Делегирование Президенту законодательных полномочий. Практика делегирования парламентом своих полномочий другим органам государственной власти не нова. Она широко распространена за рубежом (во Франции, Испании, Германии), а также ранее применялась и в нашей правотворческой деятельности.
В статье 97 Конституции закреплены основные правомочия Палаты представителей. Помимо рассмотренных, эта палата дает согласие Президенту на назначение премьер-министра; одобряет или отклоняет программу деятельности правительства, с которой выступает премьер-министр; рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству; выражает вотум недоверия правительству, а также отменяет распоряжения председателя Палаты представителей.
Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.
Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов. Он дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного, Высшего Хозяйственного судов, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Учитывая, что Совет Республики является палатой территориального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Совет Республики вправе отменять решения местных Советов депутатов (в пределах своей компетенции), не соответствующие законодательству; принять решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 19 Закона о местном управлении и самоуправлении).
Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаш представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.