ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Правительство Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами.
В Республике Беларусь правительство имеет название – Совет Министров.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего, с Президентом и парламентом.
В новейшей истории Республики Беларусь не было коалиционных правительств. С начала 1990-х годов в его составе чаще всего находились коммунисты, затем – лица, вышедшие из состава КПСС. В 1994-1995 гг. в его составе трудились представители и других партий, однако правительство в данном случае формировалось не по партийному, а по профессиональному признаку, решающее значение имели не партии, делегирующие своих членов в состав правительства, а Президент, его желание назначить на соответствующий пост в правительстве то или иное лицо.
Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав правительства. В части четвертой статьи 106 Основного Закона лишь указано, что правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Конституции структуру правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождается от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов правительства.
Количество членов правительства, в том числе и заместителей министра, определяется Президентом Республики Беларусь
Работой правительства руководит Премьер-министр в соответствии со статьей 106 Конституции Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью правительства и несет персональную ответственность за его работу;
подписывает постановления правительства;
в двухмесячный срок после назначения представляет парламент, программу деятельности правительства, а в случае ее отклонения приставляет повторную программу деятельности правительства в течение двух месяцев;
информирует Президента об основных направлениях деятельности правительства и обо всех его важнейших решениях;
выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью правительства.
Иные полномочия Премьер-министра определяются законами, узами Президента, постановлениями правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Премьер-министр является главным в осуществлении руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В правительстве он курирует работу наиболее важных структурных подразделений.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До формирования нового правительства по поручению Президента правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.
Формирование правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.
Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра. Нет требований о необходимости быть депутатом и др. Однако, необходимо чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.
Формирование в целом правительства осуществляется Главой государства. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. Заместители Премьер-министра, министры и другие члены правительства, а также председатели государственных комитетов, не входящие в состав правительства, руководители других республиканских органов государственного управления назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители министров и председатели государственных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны парламента вотума доверия составу правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет правительству больше гарантий для его целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния парламента на курс правительства. Так, согласно пункту 3 части седьмой статьи 106 Конституции Премьер-министр обязан в двухмесячный срок после своего назначения представить парламенту программу деятельности правительства, а в случае ее отклонения также в течение двух месяцев представить повторную программу деятельности правительства. Согласно пункту 5 части первой статьи 97 Конституции Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет ее; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия правительству. При одобрении программы парламент фактически выражает доверие правительству и его курсу.