ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Правительство Республики Беларусь.

Энциклопедия  •  24-11-2012, 21:46
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Правительство Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный централь­ный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществ­ляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руко­водство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государствен­ной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами.

В Республике Беларусь правительство имеет название – Совет Ми­нистров.

Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органа­ми государственной власти, прежде всего, с Президентом и парламентом.

В новейшей истории Республики Беларусь не было коалиционных правительств. С начала 1990-х годов в его составе чаще всего находились коммунисты, затем – лица, вышедшие из состава КПСС. В 1994-1995 гг. в его составе трудились представители и других партий, однако правитель­ство в данном случае формировалось не по партийному, а по профессио­нальному признаку, решающее значение имели не партии, делегирую­щие своих членов в состав правительства, а Президент, его желание на­значить на соответствующий пост в правительстве то или иное лицо.

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего пе­речня лиц, входящих в состав правительства. В части четвертой статьи 106 Основного Закона лишь указано, что правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответ­ствии с пунктом 7 статьи 84 Конституции структуру правительства опреде­ляет Президент. Он же назначает на должность и освобождается от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов правительства.

Количество членов правительства, в том числе и заместителей министра, определяется Президентом Республики Беларусь    

Работой правительства руководит Премьер-министр в соответствии со статьей 106 Конституции Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью правительства и несет персональную ответственность за его работу;

подписывает постановления правительства;

в двухмесячный срок после назначения представляет парламент, программу деятельности правительства, а в случае ее отклонения при­ставляет повторную программу деятельности правительства в течение двух месяцев;

информирует Президента об основных направлениях деятельности правительства и обо всех его важнейших решениях;

выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью правительства.

Иные полномочия Премьер-министра определяются законами, узами Президента, постановлениями правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Премьер-министр является главным в  осуществлении руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций, обороны, внутренних и ино­странных дел, юстиции, бюджета и финансов. В правительстве он кури­рует работу наиболее важных структурных подразделений.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До формирования нового правитель­ства по поручению Президента правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.

Формирование правительства обычно начинается с назначения Пре­зидентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра. Нет требований о необходи­мости быть депутатом и др. Однако, необходимо чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

Формирование в целом правительства осуществляется Главой госу­дарства. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Прези­денту соответствующие кандидатуры. Заместители Премьер-министра, министры и другие члены правительства, а также председатели государ­ственных комитетов, не входящие в состав правительства, руководители других республиканских органов государственного управления назнача­ются на должность и освобождаются от должности Президентом Рес­публики Беларусь. Заместители министров и председатели государственных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Со­ветом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В законодательстве Республики Беларусь специально не предусмат­ривается необходимость получения со стороны парламента вотума доверия составу правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предо­ставляет правительству больше гарантий для его целенаправленной ра­боты, хотя и допускает возможность влияния парламента на курс прави­тельства. Так, согласно пункту 3 части седьмой статьи 106 Конституции Премьер-министр обязан в двухмесячный срок после своего назначения представить парламенту программу деятельности правительства, а в случае ее отклонения также в течение двух месяцев представить повторную програм­му деятельности правительства. Согласно пункту 5 части первой статьи 97 Конституции Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет ее; по­вторное отклонение палатой программы означает выражение вотума не­доверия правительству. При одобрении программы парламент фактиче­ски выражает доверие правительству и его курсу.

Читайте нас в