ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Правовой статус Правительства.

Энциклопедия  •  24-11-2012, 21:49
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Правовой статус Правительства.

В Конституции Республики Беларусь срок полномочий правитель­ства конкретно не определяется. В ней сказано лишь то, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и правительство. Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий правительства такой же, как и срок полномочий Прези­дента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия правительству, право отказать в доверии правительству со всеми вытекающими отсюда последствиями, право Президента на смену членов правительства (отправление в отставку и назначение новых членов правительства).

Как уже говорилось, правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

В силу того, что необходимо время для формирования нового состава Правительства, Президент вправе поручить прежнему составу прави­тельства продолжать выполнение своих обязанностей до формирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.

Используя это право, Президент должен одновременно известить Палату представителей о принятом решении.

Согласно статьи 106 Конституции правительство или любой правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязан­ностей.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверю правительству по представленной программе или по конкретному положению. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии правительству Премьер-министром выносится на имя председателя Палаты представителей. Вопрос о доверии правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность правительства и его членов.

Являясь центральным органом государственного управления, правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Основные полномочия правительства предусмотрены в Конституции Республики Беларусь (статьи 106-108). Они детально раскрываю» в законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Согласно Конституции и закону в экономической сфере правитель­ство обеспечивает проведение единой экономической политики; регули­рует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государ­ственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабаты­вает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-техническою прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его рационального распределения; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собствен­ностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидиро­вать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других госу­дарств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствую­щие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату предста­вителей Национального собрания Республики Беларусь; устанавливает экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, если эта ответствен­ность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Пре­зидента Республики Беларусь; в пределах полномочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечивает привлечение иностран­ных инвестиций; создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности; осуществляет единую государственную политику в области использования и охраны земель, в пределах своих полномочий производит изъятие и предоставление зе­мельных участков; координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития госу­дарства; определяет государственную страховую политику] обеспечивает проведение единой государственной политики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этими ресурсами и др.

В области бюджета и финансов правительство обеспечивает прове­дение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для вне­сения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в порядке, установленном Прези­дентом Республики Беларусь, правительственные гарантии; разрабаты­вает и осуществляет меры по проведению единой государственной по­литики цен и тарифов, совершенствованию системы цен и тарифов; исходя из главных направлений единой государственной денежно-кре­дитной политики, определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового со­стояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регули­рует обменный курс белорусского рубля; обеспечивает привлечение, рас­пределение и использование кредитов, формирующих внешнюю задол­женность Республики Беларусь; определяет государственную политику в области защиты прав потребителей; осуществляет взаимодействие с На­циональным банком Республики Беларусь, в том числе имеет право по­лучать статистическую и другую информацию о деятельности банков.

В области занятости и труда правительство принимает меры по реа­лизации гражданами права на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда; разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствую­щей политики народонаселения; осуществляет меры по формированию и совершенствованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повышении эф­фективности и качества труда; осуществляет единую государственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективной заня­тости трудоспособного населения, в том числе за счет совершенствования отраслевой структуры народного хозяйства и территориального разме­щения производительных сил; устанавливает минимальный размер зара­ботной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников государственных учрежде­ний; определяем государственную миграционную политику.

Читайте нас в