ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Правовой статус Правительства.
В Конституции Республики Беларусь срок полномочий правительства конкретно не определяется. В ней сказано лишь то, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и правительство. Поэтому допустимо с известными оговорками говорить о том, что срок полномочий правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия правительству, право отказать в доверии правительству со всеми вытекающими отсюда последствиями, право Президента на смену членов правительства (отправление в отставку и назначение новых членов правительства).
Как уже говорилось, правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
В силу того, что необходимо время для формирования нового состава Правительства, Президент вправе поручить прежнему составу правительства продолжать выполнение своих обязанностей до формирования нового состава Правительства Республики Беларусь.
В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.
Используя это право, Президент должен одновременно известить Палату представителей о принятом решении.
Согласно статьи 106 Конституции правительство или любой правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.
Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверю правительству по представленной программе или по конкретному положению. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии правительству Премьер-министром выносится на имя председателя Палаты представителей. Вопрос о доверии правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки правительство продолжает осуществлять свои полномочия.
Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность правительства и его членов.
Являясь центральным органом государственного управления, правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.
Основные полномочия правительства предусмотрены в Конституции Республики Беларусь (статьи 106-108). Они детально раскрываю» в законе «О Совете Министров Республики Беларусь».
Согласно Конституции и закону в экономической сфере правительство обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-техническою прогресса; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его рационального распределения; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; устанавливает экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, если эта ответственность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь; в пределах полномочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций; создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности; осуществляет единую государственную политику в области использования и охраны земель, в пределах своих полномочий производит изъятие и предоставление земельных участков; координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития государства; определяет государственную страховую политику] обеспечивает проведение единой государственной политики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этими ресурсами и др.
В области бюджета и финансов правительство обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; предоставляет в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, правительственные гарантии; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов, совершенствованию системы цен и тарифов; исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля; обеспечивает привлечение, распределение и использование кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь; определяет государственную политику в области защиты прав потребителей; осуществляет взаимодействие с Национальным банком Республики Беларусь, в том числе имеет право получать статистическую и другую информацию о деятельности банков.
В области занятости и труда правительство принимает меры по реализации гражданами права на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда; разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения; осуществляет меры по формированию и совершенствованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повышении эффективности и качества труда; осуществляет единую государственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе за счет совершенствования отраслевой структуры народного хозяйства и территориального размещения производительных сил; устанавливает минимальный размер заработной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников государственных учреждений; определяем государственную миграционную политику.