ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Конституционный суд.

Энциклопедия  •  25-11-2012, 21:06
Jenny
журналист Pogovorim.by

Правовой статус Конституционного Суда определяется Конституцией (статьи 40, 59, 60, 112,116,122 и др.), а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей и Регламентом Конституционного Суда Республики Бела­русь, принятым решением Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г. с дополнениями от 11 июня 2000 г. (в настоящее время готовится законо­проект о конституционном судопроизводстве).

Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Прези­дентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей – 11 лет.

Допускается повторное занятие должности судьи.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд по предложению Президента Республики Бе­ларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Совета Министров, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рас­сматривает дела и дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифициро­ванным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Бела­русь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республик Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Респуб­лики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Pеспублики Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, об­жалованию и опротестованию не подлежат.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положе­ний не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нор­мативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению

к ним юридической силой, является основанием для отмены этого акта, а также отмены положений иных нормативных правовых актов, основан­ных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положе­ниях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Поло­жения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

Дела рассматриваются судом на пленарных заседаниях всем составом суда по правилам конституционного производства. Заседание суда явля­ется правомочным при наличии не менее восьми судей.

Итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голо­сует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздер­жаться или не участвовать в голосовании. Заключение суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается приня­тым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Бела­русь, что может явиться основанием для их роспуска.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные по­слания Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законом Конституционный Суд вправе вносить па­латам парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законода­тельства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституци­онный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятель­ность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.

Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправ­ление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, ис­полнительные и распорядительные органы, органы территориального об­щественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Читайте нас в