Уровень образования в республике.
- 16.03.2013
- 4 205
Беларусь вступила в нынешний век с достаточно высоким уровнем образования взрослого населения (15 лет и старше) – 99,7%. По ряду количественных и качественных характеристик система образования нашей страны превосходит многие страны СНГ, а по некоторым характеристикам стоит на одном уровне с наиболее развитыми странами Европы.
Так, на 10 тыс. населения в республике приходится 393 студента высших учебных заведений (Швеция – 317, Польша – 304, Германия – 218, Италия – 319, Дания – 196, Венгрия – 251, Россия – 400).
В настоящее время на 1000 человек, занятых в народном хозяйстве, приходится 456 с высшим и средним специальным образованием, пропив 411 в 2000 г. В целом в Беларуси базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98% занятого населения.
Развитию системы образования страны способствует целенаправленная государственная социальная политика, основывающаяся на принципах приоритетности образования, обязательности общего базового образования, осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию, доступности дошкольного, профессионально-технического и, на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования.
С 1998 г. начала проводиться реформа общеобразовательной школы, предусматривающая переход на обучение детей с 6-летнего возраста, на обязательную 10-летнюю базовую и 12-летнюю среднюю школу. Принимаются меры, направленные на улучшение финансирования отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование оплаты труда педагогических работников, социальную защиту обучающихся в учреждениях образования. С 1 сентября 2005 г. на 20% увеличены размеры всех видов государственных стипендий учащейся молодежи.
Важнейшие задачи здравоохранения: обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению, усиление профилактической и диагностической работы, формирование многоукладное, но с сохранением приоритетной государственной системы здравоохранения, а также повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В этих целях с 2001 г. планирование расходов на здравоохранение осуществляется исходя из норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя. В отличие от большинства стран СНГ, в Беларуси не допущены разрушение и снижение управляемости системы здравоохранения, потеря контроля над системой медицинской помощи. В результате в 2004 г. показатель смертности детей в возрасте до 5 лет сократился в республике до 9,1 случая на 1000 родившихся живыми и приблизился к уровню развитых стран (9-10). Задача, поставленная Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона (снижение младенческой смертности до уровня, который не превышал бы 10 случаев на 1000 детей, родившихся живыми), выполнена Беларусью в течение пяти последних лет.
Республика лидирует среди стран СНГ по количеству жилья, построенного на 1 тыс. жителей (387 м), опережая Россию, Украину, Армению и другие республики бывшего СССР. За 2000-2004 гг. в Беларуси построено почти столько же жилья, сколько намечалось на пятилетие.
В целом же Республика Беларусь в последние годы добилась несомненных успехов в проведении социальной политики, избежав при этом многих социальных издержек, характерных для других стран переходного периода. Ниже в отдельных статьях даны анализ и оценка социальной политики страны, что позволяет увидеть не только новую модель социального развития Беларуси, но и процесс ее формирования, трудности развития, выработать эффективные меры по ее дальнейшему совершенствованию. В этой связи тематика раздела актуальна не только для граждан страны, но и представляет несомненный интерес для других государств.
В современных условиях политика доходов и оплаты труда рассматривается в качестве важнейшей области деятельности государства. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для успешного развития экономики. Вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и качества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики занимают одно из определяющих мест. Результативность проводимой политики проверяется прежде всего через уровень и качество жизни как всего населения, так и различных социальных групп.
Уровень и качество жизни являются главной составляющей социально-экономического развития страны и отражают социально-экономическое положение различных групп населения. Показатели социально-экономического положения населения как компоненты социальных программ используются для измерения результатов влияния экономических преобразований на уровень жизни населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населения является следствием не только проводимой государством социальной политики, но и общего уровня экономического развития страны. Рост денежных доходов населения и заработной платы — важнейший фактор экономического роста, повышения эффективности производства и условие повышения платежеспособного спроса населения.
Политика доходов и оплаты труда является составной частью социальной политики государства и представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, влияющих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения; последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; снижение уровня малообеспеченности; повышение уровня пенсионного обеспечения и социальной защиты малообеспеченных групп населения в зависимости от социально-экономических условий развития общества.
Политика доходов и оплаты труда осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, предприятий. Они закрепляются в различных нормативных и программных документах (Трудовом кодексе Республики Беларусь, законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, генеральном, отраслевых и территориальных соглашениях и др.).
Механизм государственного регулирования не предусматривает строгой регламентации уровня доходов и заработной платы. Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения уровня жизни различных групп населения, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
размера валового внутреннего продукта, его динамики и структуры;
покупательной способности национальной валюты;
демографических тенденций;
сложившегося механизма государственного регулирования, структуры органов государственного управления и полномочий каждого уровня власти.