Уровень образования в республике.

Энциклопедия

 

Беларусь вступила в нынешний век с достаточно высоким уровнем образо­вания взрослого населения (15 лет и старше) – 99,7%. По ряду коли­чественных и качественных характеристик система обра­зования нашей страны превосходит многие страны СНГ, а по некоторым ха­рактеристикам стоит на одном уровне с наиболее развитыми странами Европы.

Так, на 10 тыс. населения в республике приходится 393 студента высших учебных заведений (Швеция – 317, Польша – 304, Германия – 218, Ита­лия – 319, Дания – 196, Венгрия – 251, Россия – 400).

В настоящее время на 1000 человек, занятых в народном хозяйстве, приходится 456 с высшим и средним специальным образованием, про­пив 411 в 2000 г. В целом в Беларуси базовое, общее среднее и профес­сиональное образование имеет 98% занятого населения.

Развитию системы образования страны способствует целенаправленная государственная социальная политика, основывающаяся на принципах приоритетности образования, обязательности общего базового образова­ния, осуществления перехода к обязательному общему среднему образова­нию, доступности дошкольного, профессионально-технического и, на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования, пре­емственности и непрерывности уровней и ступеней образования.

С 1998 г. начала проводиться реформа общеобразовательной школы, преду­сматривающая переход на обучение детей с 6-летнего возраста, на обяза­тельную 10-летнюю базовую и 12-летнюю среднюю школу. Принимаются меры, направленные на улучшение финансирования отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствова­ние оплаты труда педагогических работников, социальную защиту обучаю­щихся в учреждениях образования. С 1 сентября 2005 г. на 20% увеличе­ны размеры всех видов государственных стипендий учащейся молодежи.

Важнейшие задачи здравоохранения: обеспечение условий для со­блюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицин­ской помощи населению, усиление профилактической и диагностической работы, формирование многоукладное, но с сохранением приоритет­ной государственной системы здравоохранения, а также повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В этих целях с 2001 г. планирование расходов на здравоохра­нение осуществляется исходя из норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя. В отличие от большинства стран СНГ, в Беларуси не допущены разрушение и снижение управляемости системы здравоохра­нения, потеря контроля над системой медицинской помощи. В резуль­тате в 2004 г. показатель смертности детей в возрасте до 5 лет сократился в республике до 9,1 случая на 1000 родившихся живыми и приблизился к уровню развитых стран (9-10). Задача, поставленная Всемирной органи­зацией здравоохранения для стран Европейского региона (снижение мла­денческой смертности до уровня, который не превышал бы 10 случаев на 1000 детей, родившихся живыми), выполнена Беларусью в течение пяти последних лет.

Республика лидирует среди стран СНГ по количеству жилья, постро­енного на 1 тыс. жителей (387 м), опережая Россию, Украину, Армению и другие республики бывшего СССР. За 2000-2004 гг. в Беларуси по­строено почти столько же жилья, сколько намечалось на пятилетие.

В целом же Республика Беларусь в последние годы добилась несом­ненных успехов в проведении социальной политики, избежав при этом многих социальных издержек, характерных для других стран переходно­го периода. Ниже в отдельных статьях даны анализ и оценка социальной политики страны, что позволяет увидеть не только новую модель социаль­ного развития Беларуси, но и процесс ее формирования, трудности разви­тия, выработать эффективные меры по ее дальнейшему совершенствованию. В этой связи тематика раздела актуальна не только для граждан страны, но и представляет несомненный интерес для других государств.

В современных условиях политика доходов и оплаты труда рассмат­ривается в качестве важнейшей области деятельности государства. От ре­шения социальных проблем зависит стабильность общества, а это явля­ется необходимой базой для успешного развития экономики. Вопросы взаимосвязи эффективности общественного производства, уровня и ка­чества жизни населения, его доходов, их структуры и динамики занимают одно из определяющих мест. Результативность проводимой политики проверяется прежде всего через уровень и качество жизни как всего насе­ления, так и различных социальных групп.

Уровень и качество жизни являются главной составляющей социально-экономического развития страны и отражают социально-экономическое положение различных групп населения. Показатели социально-экономи­ческого положения населения как компоненты социальных программ используются для измерения результатов влияния экономических пре­образований на уровень жизни населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населения является следствием не только проводимой государством социальной политики, но и общего уровня экономического развития страны. Рост денежных доходов насе­ления и заработной платы — важнейший фактор экономического роста, повышения эффективности производства и условие повышения плате­жеспособного спроса населения.

Политика доходов и оплаты труда является составной частью соци­альной политики государства и представляет собой совокупность уста­новленных государством норм и правил, влияющих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленные на обеспе­чение роста денежных доходов населения и создание условий для повы­шения их реального содержания и справедливого распределения; после­довательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; снижение уровня малообеспеченности; по­вышение уровня пенсионного обеспечения и социальной защиты мало­обеспеченных групп населения в зависимости от социально-экономи­ческих условий развития общества.

Политика доходов и оплаты труда осуществляется на макро- и микро­уровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законо­дательной и исполнительной власти. Устанавливаются общие институ­циональные нормы для страны, отрасли, предприятий. Они закрепляются в различных нормативных и программных документах (Трудовом кодексе Республики Беларусь, законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, генеральном, отраслевых и территориальных со­глашениях и др.).

Механизм государственного регулирования не предусматривает стро­гой регламентации уровня доходов и заработной платы. Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения уровня жиз­ни различных групп населения, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности госу­дарства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

размера валового внутреннего продукта, его динамики и структуры;

покупательной способности национальной валюты;

демографических тенденций;

сложившегося механизма государственного регулирования, структуры органов государственного управления и полномочий каждого уровня власти.