Прямое и косвенное регулирование доходов и заработной платы.

Энциклопедия

Государство сочетает меры как прямого, так и косвенного регулирования до­ходов и заработной платы. Меры прямого регулирования: установление ставок налогообложения физических лиц, государственных минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммуналь­ное обслуживание и услуги транспорта для населения; формирование и использование средств внебюджетных фондов; определение размера повы­шения пенсий; утверждение размера, порядка начисления и расчета по­собий, выплат и компенсаций; индексация доходов и сбережений и др.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы вклю­чают в себя: контроль над инфляцией, валютным курсом и ценами; денежно-кредитную политику; налоговые льготы некоммерческим организациям; налоговые льготы малому и среднему предпринимательству; тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих и др. В коммер­ческих организациях государство косвенно регулирует доходы и заработ­ную плату, поскольку нормативные акты носят рекомендательный харак­тер, но не должны противоречить Трудовому кодексу.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подры­вает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду.

Механизм осуществления политики доходов и заработной платы в Республике Беларусь является многообразным. Государственное регулирование до­ходов и заработной платы проводится при помощи налогов и межбюд­жетного регулирования. Государственный механизм регулирования доходов населения включает в себя образование первичных доходов, перерас­пределение через госбюджет, конечное распределение. Первичные дохо­ды включают оплату труда и отчисления на обязательное социальное страхование, смешанный валовой доход домашних хозяйств, первичные доходы предприятий в виде прибыли и государства в виде налогов. Мате­риальной (экономической) основой перераспределения являются налоги с предприятий, поэтому перераспределение через бюджет требует увязки социальных потребностей населения с экономическими возможностями предприятий. Перераспределение через бюджет осуществляется путем диф­ференцированного налогообложения различных групп получателей дохо­дов и посредством социальных выплат населению. Конечное распределение осуществляется через предоставление услуг населению государственными и не­коммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства.

Если в отношении предприятий налогообложение дифференцирова­но с точки зрения стимулирования экономического роста, то в отношении личных доходов основой дифференциации налоговой нагрузки выступает уровень платежеспособности налогоплательщиков. При низком удельном весе подоходного налога в доходах консолидированного бюджета (8%) и низком уровне заработной платы большинства работающих регулирующая функция подоходного налога в перераспределении доходов невелика.

Новая редакция Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2005 г. № 78-3 «О подоходном налоге с физических лиц» сохраняет прогрес­сивную пятиуровневую шкалу ставок: 9%, 15%, 20%, 25% и 30%. Сумма подоходного налога в доходах бюджета составляет 9% от фонда заработ­ной платы, т.е. основная масса плательщиков облагается подоходным на­логом по минимальной ставке – 9%. Это соответствует заработной плате в 250 долларов. Регулирование посредством усиления дифференциации налоговых ставок снизит мотивацию к увеличению доходов. Согласно закону дифференциация налоговой нагрузки осуществляется путем умень­шения облагаемого дохода на удвоенный размер базовой величины на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца. Установленная льгота не является эффективной мерой снижения дифференциации по дохо­дам для семей, имеющих детей и иждивенцев.

Индексация денежных доходов населения в связи с инфляцией регу­лируется Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «Об индек­сации доходов населения с учетом инфляции». Индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характе­ра доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (заработная плата по месту работы, пособия, стипендии, денежное довольствие), а также денежных сбережений физи­ческих лиц в виде вкладов в денежных единицах Республики Беларусь в учреждения государственной кредитно-финансовой системы и облига­ций государственных займов Республики Беларусь с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией (статья 1).

Индексация денежных доходов, определенных в части первой статьи 1 настоящего закона, производится, если индекс потребительских цен, исчис­ленный с нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превы­шает пятипроцентный порог. Коллективные договоры предусматривают такие же нормативы индексации для всех работающих. Индексация за­работной платы может осуществляться в виде единовременного пересмот­ра размеров оплаты труда. Индексация денежных доходов и сбережений населения осуществляется за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты.

Одной из целей социальной политики наряду с обеспечением устой­чивого повышения уровня и качества жизни населения является сокраще­ние малообеспеченности (бедности). Бедность – экономическое положе­ние семьи или отдельного индивида, при котором их ресурсы и средства (денежные, имущественные и др.) недостаточны для удовлетворения ми­нимальных потребностей (питание, одежда, досуг, образование и др.) и поддержания уровня и качества жизни населения на принятых в данном обществе минимальных жизненных стандартах.