Уровень обеспеченности населения.
- 16.03.2013
- 5 292
Регулирование процессов расслоения общества основано на использовании системы потребительских бюджетов. При решении такой проблемы как повышение уровня доходов особое внимание уделяется минимальной обеспеченности работников на основе потребительских бюджетов. В Республике Беларусь существует несколько официальных уровней обеспеченности населения, такие как минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и 60% от бюджета прожиточного минимума.
Согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 1992 г. «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» ежеквартально утверждаются и публикуются расчеты среднедушевых минимальных потребительских бюджетов (МПБ) для различных социально-демографических групп населения и по структуре основных статей потребительских расходов. Сфера применения МПБ на практике ограничена. Соотношение среднедушевого дохода и МПБ имеет большое значение в системе показателей уровня жизни населения и характеризует уровень средней обеспеченности граждан.
Согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного минимума (БПМ) является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными (статья 6). Малообеспеченные граждане (семьи) – граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (статья 1). На практике БПМ в среднем на душу населения используется при пересчете минимальных пенсий по возрасту, размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, установлении норматива индексации доходов населения с учетом инфляции. При анализе и прогнозировании уровня жизни населения государственные минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальная пенсия и др.) сравниваются с БПМ. Определение черты малообеспеченности важно для государства с точки зрения установления динамики показателей бедности и дифференциации доходов, которая в Республике Беларусь имеет устойчивую тенденцию к снижению.
При регулировании уровня жизни различных групп населения возникает необходимость сопоставлять все виды доходов со стоимостью жизни. Первостепенное значение имеет утверждение на государственном уровне минимума материальной обеспеченности, определяемого на основе нормативных потребительских бюджетов. В качестве социальных нормативов в республике используются минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Система государственного регулирования всех видов доходов (в том числе оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели) направлена на недопущение необоснованного расслоения населения по уровню доходов.
Политика доходов и оплаты труда как составная часть социальной политики Республики Беларусь определена в прогнозных и программных документах, принятых за последние годы: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. (Программа-2005), Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020), Концепции годовых прогнозов социально-экономического развития Беларуси. Разработана и утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. (Указ президента от 12 июня 2006 г. № 384). Программные документы и годовые прогнозы утверждаются указами Президента Республики Беларусь, имеют силу закона и обязательны для выполнения. Общая направленность всех документов – приоритетность решения социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва между уровнями благосостояния населения Беларуси и экономически развитых европейских стран.
В программных документах, исходя из главной цели социальной политики, определены цели, задачи, основные направления, приоритеты политики доходов и заработной платы на прогнозный период и количественные параметры, которые контролируются и уточняются в годовых прогнозах.
О результативности действующей политики доходов и оплаты труда можно судить по основным макроэкономическим показателям – уровню и качеству жизни населения, росту ВВП на душу населения, реальным денежным доходам населения, реальной заработной плате, уровню занятости.
Одним из важных результатов политики доходов и заработной платы является изменение доли населения с уровнем доходов ниже бюджета прожиточного минимума. Если доля растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается – политика эффективна.
Главная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения, сокращение малообеспеченности. При этом государство берет на себя обязательства предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние своей семьи, а также полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.
Основные направления реализации этой цели:
создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения;
повышение уровня оплаты труда как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности работников;
поэтапное повышение государственных минимальных социальных гарантий;
повышение уровня пенсионного обеспечения;
предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов;
сокращение уровня малообеспеченности;
социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи.
Доходы населения являются одним из основных обобщающих показателей социально-экономического развития страны, главным индикатором роста благосостояния населения. Какую бы сторону жизни мы ни затронули, прямо или косвенно приходится сталкиваться с понятием денежные доходы населения». Доходы населения служат показателем материальной обеспеченности человека, условием наличия доступа к ресурсам, необходимым для достойного существования.
Доходы населения – представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления. При анализе, измерении и прогнозировании уровня доходов используются различные виды и показатели доходов. По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.
Денежные доходы населения включают все поступления в форме оплаты труда, пенсии, стипендии, различные пособия и прочие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по депозитам, доходов от предпринимательской деятельности, поступления денег от продажи акций, ценных бумаг, недвижимости, продажи продукции личного подсобного хозяйства и другие поступления. Натуральные доходы включают натуральные поступления продуктов питания, а также трансферты в натуральной форме.
Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов без учета налогов и цен. Располагаемые реальные денежные доходы – это денежные доходы за вычетом обязательных платежей и добровольных взносов, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Реальные денежные доходы – это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Важнейшим индикатором устойчивого и динамичного развития общества наряду с ростом валового внутреннего продукта является увеличение доходов населения как материальной основы повышения уровня его жизни.