Уровень обеспеченности населения.

Энциклопедия

 

Регулирование процессов расслоения общества основано на исполь­зовании системы потребительских бюджетов. При решении такой проблемы как повы­шение уровня доходов особое внимание уделяется минимальной обеспечен­ности работников на основе потребительских бюджетов. В Республике Беларусь существует несколько официальных уровней обеспеченности населения, такие как минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточ­ного минимума и 60% от бюджета прожиточного минимума.

Согласно Закону Республики Беларусь от 9 января 1992 г. «О форми­ровании и использовании минимального потребительского бюджета» ежеквартально утверждаются и публикуются расчеты среднедушевых ми­нимальных потребительских бюджетов (МПБ) для различных социально-демографических групп населения и по структуре основных статей по­требительских расходов. Сфера применения МПБ на практике ограни­чена. Соотношение среднедушевого дохода и МПБ имеет большое зна­чение в системе показателей уровня жизни населения и характеризует уровень средней обеспеченности граждан.

Согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О прожи­точном минимуме в Республике Беларусь» бюджет прожиточного мини­мума (БПМ) является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными (статья 6). Малообеспеченные граждане (семьи) – граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (статья 1). На практике БПМ в среднем на душу населения используется при пересчете мини­мальных пенсий по возрасту, размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, установлении норматива индексации доходов на­селения с учетом инфляции. При анализе и прогнозировании уровня жизни населения государственные минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, мини­мальная пенсия и др.) сравниваются с БПМ. Определение черты малообеспеченности важно для государства с точки зрения установления ди­намики показателей бедности и дифференциации доходов, которая в Республике Беларусь имеет устойчивую тенденцию к снижению.

При регулировании уровня жизни различных групп населения возни­кает необходимость сопоставлять все виды доходов со стоимостью жизни. Первостепенное значение имеет утверждение на государственном уровне минимума материальной обеспеченности, определяемого на основе норма­тивных потребительских бюджетов. В качестве социальных нормативов в республике используются минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Система государственного регулирования всех видов доходов (в том чис­ле оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерче­ские организации и индивидуальные предприниматели) направлена на не­допущение необоснованного расслоения населения по уровню доходов.

Политика доходов и оплаты труда как составная часть социальной политики Республики Беларусь определена в прогнозных и программных документах, принятых за последние годы: Основные направления со­циально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. (Программа-2005), Национальная стратегия устой­чивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020), Концепции годовых прогнозов социально-эко­номического развития Беларуси. Разработана и утверждена Программа со­циально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. (Указ президента от 12 июня 2006 г. № 384). Программные документы и годовые прогнозы утверждаются указами Президента Республики Беларусь, имеют силу закона и обязательны для выполнения. Общая направлен­ность всех документов – приоритетность решения социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения, сокращение разрыва между уровнями благосостояния населения Беларуси и экономически развитых европейских стран.

В программных документах, исходя из главной цели социальной по­литики, определены цели, задачи, основные направления, приоритеты политики доходов и заработной платы на прогнозный период и количе­ственные параметры, которые контролируются и уточняются в годовых прогнозах.

О результативности действующей политики доходов и оплаты труда можно судить по основным макроэкономическим показателям – уровню и качеству жизни населения, росту ВВП на душу населения, реальным денеж­ным доходам населения, реальной заработной плате, уровню занятости.

Одним из важных результатов политики доходов и заработной платы является изменение доли населения с уровнем доходов ниже бюджета прожиточного минимума. Если доля растет, это означает, что государ­ство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается – политика эффективна.

Главная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни населения, сокращение малообеспеченности. При этом государство берет на себя обязательства предоставить каждому трудоспособному че­ловеку условия, позволяющие собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние своей семьи, а также полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодет­ными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями насе­ления и др.

Основные направления реализации этой цели:

создание условий и возможностей всем трудоспособным гражда­нам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения;

повышение уровня оплаты труда как основного источника формиро­вания денежных доходов населения и важного стимула трудовой актив­ности работников;

поэтапное повышение государственных минимальных социальных гарантий;

повышение уровня пенсионного обеспечения;

предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов;

сокращение уровня малообеспеченности;

социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, даль­нейшее совершенствование адресной социальной помощи.

Доходы населения являются одним из основных обобщающих пока­зателей социально-экономического развития страны, главным индикато­ром роста благосостояния населения. Какую бы сторону жизни мы ни за­тронули, прямо или косвенно приходится сталкиваться с понятием денеж­ные доходы населения». Доходы населения служат показателем материальной обеспеченности человека, условием наличия доступа к ресурсам, необхо­димым для достойного существования.

Доходы населения – представляют собой совокупность поступлений денежных и на­туральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления. При анализе, измерении и прогнозировании уровня доходов используются различные виды и показатели доходов. По вещественной форме доходы подразде­ляются на денежные и натуральные.

Денежные доходы населения включают все поступления в форме оплаты труда, пенсии, стипендии, различные пособия и прочие социаль­ные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по депози­там, доходов от предпринимательской деятельности, поступления денег от продажи акций, ценных бумаг, недвижимости, продажи продукции личного подсобного хозяйства и другие поступления. Натуральные дохо­ды включают натуральные поступления продуктов питания, а также трансферты в натуральной форме.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов без учета налогов и цен. Располагаемые реальные денежные доходы – это денеж­ные доходы за вычетом обязательных платежей и добровольных взносов, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Реальные денежные доходы – это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, представляют собой реальную покупа­тельную способность номинальных доходов.

Важнейшим индикатором устойчивого и динамичного развития об­щества наряду с ростом валового внутреннего продукта является увели­чение доходов населения как материальной основы повышения уровня его жизни.