Начальный период реформирования экономики.

Энциклопедия

 

В Беларуси начальный период реформирования экономики (1991-1995 гг.) сопровождался, как и во всех странах с переходной экономикой, упадком производства, высоким уровнем инфляции и, соответственно, снижением уровня жизни всех слоев населения. Кризисное падение уровня жизни наблюдалось в 1995 г., так ВВП снизился до 65% к уровню 1990 г., реальные денежные доходы населения – до 51,3%, ре­альная заработная плата – до 56%.

В сложившихся экономических условиях политика государства в об­ласти регулирования доходов была направлена на решение задач финан­совой стабилизации. Одновременно были приняты меры по социальной защите малообеспеченных групп населения. В условиях высокой инфля­ции принимались меры по защите доходов граждан, созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

С целью защиты от инфляции и поддержания покупательной способ­ности заработной платы, а также денежных доходов и сбережений граж­дан денежные доходы начали индексировать в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфля­ции» (декабрь 1990 г.). Суммы выплачиваемой индексации были очень незначи­тельны. Таким образом, ее механизм в полной мере не обеспечивал защи­ту доходов граждан (даже относящихся к категории малообеспеченных). Оказалось, что заработная плата была защищена от инфляции только частично. С 1 февраля 1999 г. нормативом индексации стал использо­ваться бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения вместо применяемой ранее минимальной заработной платы. С декабря 2002 г. был установлен новый норматив индексации денежных доходов в размере 75% утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. С 1 января 2006 г. установлен норматив индексации денежных доходов населения в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Мини­стров Республики Беларусь и действующего на момент индексации (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»).

В соответствии с Основными направлениями социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь в течение 1996-2000 гг. были приняты меры, направленные на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Основные направления разрабатывались как антикри­зисная программа, исходя из приоритета финансового оздоровления экономики, обеспечения инвестиционной активности в реальном сек­торе и снижения инфляции до 1,5-0,5% в месяц. Со второй половины 1996 г. падение уровня жизни населения было немного приостановлено. В 1997 г. реальные денежные доходы выросли на 5%, а реальная заработная плата – на 14,5%. Их реализация позволила остановить падение уров­ня жизни населения и обеспечить значительный рост денежных до­ходов и заработной платы.

Существенные изменения произошли за последние годы. Рост де­нежных доходов и заработной платы рассматривался как фактор расши­рения внутреннего потребительского спроса и стимулирования экономи­ческого роста. В 2000-2003 гг. осуществлялась политика их ускоренного увеличения.

Большое внимание уделялось выполнению прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. Проводимая государством экономическая политика по­зволила сохранить на протяжении последних лет положительную динами­ку макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, заработной платы, пенсий и других доходов, сохра­нить социальную стабильность общества. Намеченные в Программе-2005 задачи по увеличению денежных доходов, заработной платы и сокраще­нию малообеспеченности были выполнены.

Главные итоги реализации Программы-2005 по уровню жизни населения:

прирост на 73% за пятилетие реальных денежных доходов вместо намеченных 58-63%, ВВП на 43% вместо 35-40%. За период с 2001 по 2005 г. номинальные денежные доходы выросли в 7 раз, потребитель­ские цены – в 4 раза. Доля денежных доходов в ВВП не изменилась и составляет около 60%;

за последние пять лет заработная плата номинально увеличилась в 8 раз. Реальная заработная плата увеличилась более чем вдвое, по сравне­нию с 1995 г. – в 3 раза. Средняя заработная плата в долларовом экви­валенте увеличилась с 74 долларов в 2000 г. до 262 долларов в 2005 г. Вы­росла покупательная способность заработной платы. Она увеличилась с 1,26 набора товаров и услуг, входивших в МПБ, в 2000 г. до 2,27 набора в конце 2005 г. По уровню средней заработной платы Беларусь среди стран СНГ находится на третьем месте после России и Казахстана;

установлена минимальная заработная плата на уровне бюджета прожиточного минимума. Минимальная заработная плата сегодня также является достаточно весомой государственной минимальной социальной гарантией оплаты труда. Если 5 лет назад она составляла 10% от бюдже­та прожиточного минимума, то с 1 ноября 2004 г. достигла уровня бюд­жета прожиточного минимума;

снижена доля малообеспеченного населения с 41,9% в 2000 г. до 12,7% в 2005 г. В 2004 г. доля населения с доходами ниже бюджета про­житочного минимума составляла 17,8%;

увеличена средняя пенсия по возрасту. За последнее пятилетие она так же, как и заработная плата, увеличилась в 8 раз, а ее реальное содер­жание – вдвое. С 1 января 2006 г. средняя трудовая пенсия по возрасту эквивалентна 110 долларам. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Средняя минимальная пенсия по возрасту достигла бюджета про­житочного минимума пенсионера.