Изменение структуры денежных доходов и расходов населения.

Энциклопедия

 

В результате экономических преобразований изменилась структура денежных доходов и расходов населения. Причем, наиболее заметные изменения, вызванные усложнением схемы финансовых потоков, обслу­живающих население, отмечались в последнее десятилетие. С переходом республики на рыночные отношения расширились источники доходов населения. Появились и получили распространение новые их формы, такие как доходы от акций и других ценных бумаг, проценты по депозитам, доходы от пред­принимательской деятельности. Наряду с трудовыми, которые по-прежнему состав­ляют основную часть денежных поступлений домашних хозяйств, появились доходы от собственности, продажи недвижимости. Отличи­тельной особенностью переходного периода является рост доходов от предпринимательской деятельности. Основная же доля пред­принимательских доходов концентрируется в руках пока небольшой части населения. Доходы от неучтенной предпринимательской деятельности учитываются в статье «другие доходы», в 2000 г. они составили 22,8% от общей суммы денежных доходов населения, в 2004 г. – 18,8%.

Особенностью структуры денежных доходов переходного периода в республике является существенное увеличение доли социальных трансфертов – пенсий, пособий, стипендий и других выплат, в 1990 г. – 16,2%, в 2000 г. – 19,3%, в 2004 г. – 21,8%, в 2005 г. – 21,6%.

В 2005 г. существенных изменений в структуре денежных доходов не произошло: несколько увеличились доля оплаты труда (58,0%); доходы от собственности составили 1,6%; немного снизились социальные транс­ферты – 21,6%. Второе место в структуре доходов домашних хозяйств занимают социальные выплаты, а среди них, незави­симо от типов домашних хозяйств, особую значимость имеют пенсии. Для пенсионеров, особенно горожан, это не только главный, но в подавляющем большинстве случаев единственный источник доходов. В структуре денежных доходов в 1990 г. размер фонда оплаты труда в 4 раза превышал сумму социальных транс­фертов, в 2005 г. – только в 2,7 раза. Это связано с тем, что численность пенсионеров за данный период выросла, а численность работающих со­кратилась, при этом увеличилась нагрузка нетрудоспособных на фонд оплаты труда и на одного работающего.

Центральное место в структуре доходов отводится заработной плате. Она и в настоящее время, и в ближайшие годы для подавляющего числа работников – основной источник доходов, а значит, заработная в более отдаленной перспективе будет основным стимулом повышения результативности труда и производства в целом.

Заработная плата, согласно статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплачивать работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

В заработную плату входят следующие составляющие: оплата за выполненную работу и отра­ботанное время; надбавки и доплаты стимулирующего и компенсирую­щего характера; премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда, носящие регулярный или периодический характер (выпла­чиваемые ежемесячно, ежеквартально и по итогам года); сохраняемая за­работная плата за периоды, включенные в рабочее время и др. Как эконо­мическая категория заработная плата играет двоякую роль: с одной сторо­ны, она является главным источником доходов работников и повышения уровня жизни населения, с другой – средством материального стимули­рования повышения эффективности производства.

Заработная плата подразделяется на 2 вида:

номинальная заработная плата – это сумма денежных средств, полу­чаемых работниками за результаты общественно полезного труда. Она характеризует уровень оплаты труда в принятых денежных единицах Рес­публики Беларусь. Систематический рост заработной платы при усло­вии стабильности цен на предметы потребления и услуги обеспечивает дальнейшее повышение уровня жизни населения;

реальная заработная плата – представляет собой совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на получаемую ими сумму заработной платы при данном уровне цен на товары и услуги. Размер заработной платы отражает фактическую покупательную способность заработной платы. Следовательно, повышение заработной платы должно осуществляться путем проведения сбалансированной политики в области доходов, налогов и цен.