Государственное регулирование в области оплаты труда.

Энциклопедия

 

Минимальная заработная плата – один из главных элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Тру­довому кодексу Республики Беларусь (статья 59) «минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудо­вым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минималь­ного потребительского бюджета и устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. В коллективных договорах, соглашениях (кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы».

Государственное регулирование этого вопроса в настоящее время предполагает ежегодный (в начале года) пересмотр минимальной заработной платы, а также периодическое повышение ставок и окладов, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью по мере роста эффективности общественного производства и изменения потреб­ности работников.

По законодательству минимальный потребительский бюджет является основой для определения минимального размера оплаты труда. Законом также предусмотрено, что минимальные государственные социально-тру­дные гарантии должны повышаться поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем – до уровня минимального потребительского бюджета.

Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь № 89 «О государствен­ных минимальных социальных стандартах», принятого в 1999 г., государственными минимальными социальными стандартами в области оплаты труда являются: минимальная заработная плата (месячная и часовая); республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэф­фициентам ETC работников Республики Беларусь, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь с участием профсоюзов и тарифной ставки первого разряда. Таким образом, установленная частью 1,2 статьи 59 Трудового кодекса норма минимальной заработной платы конкретизиро­вана этим законом.

Условия и порядок применения минимальной заработной платы опре­делены Декретом Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы». В соответствии с ним минимальная заработная плата применяет­ся исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает соци­альную защиту работников; минимальная заработная плата (месячная и часовая) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (при этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной минимальной заработной платы и социальными норматива­ми – бюджетом прожиточного минимума и минимальным потреби­тельским бюджетом); подлежит индексации в течение года в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции; является обязательной для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размеры минимальной заработной платы регу­лируются Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17 июля 2002 г. и устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утверж­денного на очередной бюджетный (финансовый) год.

Установленные законом и декретом меры придают минимальной зара­ботной плате статус минимально гарантированного размера оплата труда, что соответствует требованиям части 1 статьи 59 Трудового кодекса.

В республике с января 1992 г. с целью обеспечения реформы оплаты труда в организациях и отраслях экономики применяется тарифная сис­тема, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помо­щи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависи­мости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. С помощью тарифной системы при равных экономи­ческих условиях можно обеспечить единство меры труда и его оплаты, равную оплату за равный труд, дифференциацию основной части зара­ботной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда. Основными элементами, составляющими тарифную систему, явля­ются: Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющая в настоящее время обязательное применение; тарифные ставки (должност­ные оклады); тарифно-квалификационные справочники. В тарифную систему также включаются предусмотренные законодательством повыше­ния тарифного характера (выплаты компенсирующего и стимулирующе­го характера). В качестве регулятора оплаты труда используется та­рифная ставка первого разряда.

На протяжении продолжительного периода времени минимальная заработная плата не выполняла роли минимальной гарантии и не явля­лась основой для определения размеров оплаты труда. Для преодоления сложившегося противоречия были предприняты следующие меры. В соответ­ствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной пла­ты» минимальная заработная плата стала применяться исключительно в сфе­ре трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда.