Социальное партнерство как механизм государственного регулирования.

Энциклопедия

 

Один из механизмов государственного регулирования оплаты труда работников всех сфер деятельности – это социальное партнерство, которое обеспечивает взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей. Правовую основу социального партнерства в нашей республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, законы «О профессиональных союзах», «О коллектив­ных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», «Положение об орга­низации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Бела­русь от 23 января 1995 г. № 41.

Основной и наиболее эффективной формой регулирования заработ­ной платы должна стать многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полнее отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы предусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) со­глашений, коллективных и трудовых договоров.

Рост заработной платы является одним из важнейших приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обес­печение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение малообеспеченности путем повышения роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, увеличения госу­дарственных минимальных социальных гарантий, формирования рыночных механизмов оплаты труда, совершенствования налоговой системы регулиро­вания индивидуальных доходов, предотвращение необоснованной диффе­ренциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности.

На протяжении последних лет органами государственного управления реализован комплекс мер по повышению номинальной и реальной за­работной платы в целом по экономике и в бюджетной сфере. Среднеме­сячная заработная плата работников в 2005 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. в 1,4 раза. По размеру средней заработной платы Беларусь зани­мает третье место среди стран СНГ.

Пристальное внимание уделено государственным минимальным соци­альным гарантиям. За последние годы не только восстановлена роль МЗП, но многократно повышено ее содержание.

В начале 2002 г. в Республике Беларусь принят ряд законодательных актов, разграничивающих применение минимальной заработной платы в сфере трудовых отношений и для исчисления налогов, сборов и штра­фов. До этого размер минимальной заработной платы был крайне зани­жен (в 2000 г. он составлял около 10% от бюджета прожиточного ми­нимума) и фактически роль минимальной заработной платы выполняла тарифная ставка первого разряда для работников бюджетной сферы.

С принятием в 2002 г. Закона Республики Беларусь «Об установ­лении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» основной минимальной гарантией в сфере оплаты труда стал размер ми­нимальной заработной платы, который является обязательным для нани­мателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. Величина тарифной ставки первого разряда ETC частично утратила свое значение.

Размер минимальной заработной платы согласно закону устанавли­вается в начале года. С 1 января 2006 г. минимальная заработная плата установлена в размере 156,9 тыс. руб., или 104% к действующему на момент установления бюджету прожиточного минимума (150,8 тыс. руб.). В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2005 г. № 1110 с 1 октября 2005 г. тарифная ставка первого разряда установлена в размере 58 тыс. руб., с учетом корректирующего коэффициента 118,9 тыс. руб. (соответственно 40% и 81% бюджета про­житочного минимума).

На большинстве предприятий реального сектора тарифная ставка первого разряда превышает установленную для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государствен­ными дотациями. Повышение тарифной ставки первого разряда в произ­водственных отраслях экономики (в организациях государственной формы собственности и с долей собственности государства в их иму­ществе) производится в пределах имеющихся средств на оплату труда в зависимости от роста объемов производства, реализации продукции и эффективности хозяйствования.

Повышение номинальной заработной платы, а также реализация мер по сдерживанию инфляции позволили обеспечить рост реальной заработной платы: в 2004 г. она увеличилась на 16,8%. Темпы роста потребительских цен в анализируемый период характеризуются устойчивой тенденцией к снижению, что послужило одним из необходимых условий роста реальной заработной платы.

В целом в рассматриваемом периоде осуществлялась политика более высокого темпа роста заработной платы по сравнению с ростом ВВП.