Трудовой стаж.

Энциклопедия

В трудовой (страховой) стаж засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. При этом если фактический заработок, из которого уплачены страховые взносы, за календарный год оказался ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, стаж работы для назначения пенсии определяется с применением поправочного коэффициента.

Кроме периодов фактической уплаты страховых взносов в страховой стаж засчитываются иные периоды, когда взносы не вносились. Это служба в армии (обязательная и по контракту), периоды обучения, ухода за деть­ми до достижения возраста 3 лет (не более 9 лет в общей сложности), получения пособия по безработице, временной нетрудоспособности и др. (всего более 20 оснований).

Законом «О пенсионном обеспечении» предусмотрено установление к пенсиям надбавок (от 50% минимального размера пенсии по возраст) лицам, достигшим 80-летнего возраста, до 100% – инвалидам 1-й группы) и повышение пенсий (от 40% до 175% минимального размера пенсии по возрасту: инвалидам и участникам войны; бывшим узникам фашистских концлагерей; лицам, работавшим в период блокады Ленинграда; лицам, награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд в период войны; гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам в период репрессий 1920-1980-х годов, и вследствие реабили­тации и др.; всего более 20 категорий населения).

Назначение пенсий производится районными управлениями соци­альной защиты райисполкомов. Заявление о назначении пенсии пода­ется в управление, как правило, через администрацию предприятия по месту последней работы. К заявлению о назначении пенсии прилагаются документы о стаже, заработке, а также иные сведения, имеющие значение для определения права на пенсию и ее размера. Обработка данных осуществляется с использованием персональных компьютеров.

Решение органа, осуществляющего назначение пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты. В случае несо­гласия с его решением спор разрешается в судебном порядке.

Внутриведомственный контроль за своевременным и правильным назначением и выплатой пенсий осуществляется Министерством труда и социальной защиты, областными комитетами по труду и социальной защите, Фондом социальной защиты населения и его нижестоящими органами (как правило, проводятся периодические ревизии). Вневедом­ственный контроль осуществляется Министерством финансов, органами Прокуратуры и Комитета государственного контроля (как правило, в форме целевых проверок).

В настоящее время в Республике Беларусь программами пенсионно­го обеспечения охвачено около 2,6 млн. человек (включая пенсионеров, состоящих на учете в органах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям), что составляет 26% населения страны. Система пенсионного обеспечения затрагивает жизненно важные инте­ресы не только нынешних получателей пенсий, но и все трудоспособное население, участвующее в финансировании пенсий и тем самым «зара­батывающее» себе будущую пенсию.

Характерными признаками системы пенсионного обеспечения Бела­руси является ее всеобщность и доступность. Право на пенсионное обес­печение предоставляется всем постоянно проживающим на территории республики нетрудоспособным лицам, в том числе иностранным граж­данам и лицам без гражданства.

В основу построения пенсионной системы Республики Беларусь зало­жен принцип текущего финансирования (распределительный принцип), когда страховые взносы, уплачиваемые нанимателями и работниками, идут на выплату текущих пенсий. Эти средства аккумулируются в Фонде социальной защиты населения. При этом на пенсионное страхование приходится порядка 75% собираемых страховых взносов, остальные идут на выплаты, связанные с другими страховыми случаями (оплата времен­ной нетрудоспособности, пособий семьям, воспитывающим детей, до достижения возраста 3 лет и др.).

Пенсионное обеспечение подавляющего большинства граждан про­изводится по нормам закона «О пенсионном обеспечении».

Решение проблемы дифференциации размеров пенсии осуществля­ется поэтапно с учетом финансовых возможностей Фонда социальной за­щиты населения. На первом этапе в качестве ограничителя учитываемого заработка являлась шкала с использованием 10-кратной минимальной за­работной платы. С 1 января 1997 г. степень учета заработка ограничива­лась 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, т.е. размеры пенсий были дифференцированы по стажу и заработку толь­ко у лиц, имеющих индивидуальный коэффициент до 1,3. У остальных размеры пенсий зависели только от тлеющегося стажа и были практи­чески одинаковыми.

С 1 апреля 1999 г. пенсии индивидуализированы у всех неработаю­щих пенсионеров, чей заработок до ухода на пенсию не превышал 400% средней заработной платы в стране (число пенсионеров, заработок кото­рых до ухода на пенсию был выше этой величины, составляет примерно 0,2%). В настоящее время соотношение максимальной и минимальной пенсии составляет 3,0. В 1990 г. такое соотношение составляло 1,9, т.е. эти цифры говорят о приемлемости установленной законодательством Респуб­лики Беларусь пенсионной формулы, позволяющей отразить в размере пенсии трудовой вклад каждого пенсионера в период активной деятельности.

Вместе с тем проблема дифференциации пенсий существует, и ее дальнейшее решение зависит от объема средств, поступающих в Фонд социальной защиты населения в виде страховых взносов нанимателей.