ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Индексация пенсий.
Составным элементом любой пенсионной системы является индексация (корректировка) пенсий. В мировой практике пенсионного страхования применяются в основном 2 подхода к индексации пенсий. Первый – исходя из индекса роста цен и второй – в зависимости от роста заработной платы работающих. Второй способ, как правило, требует больше средств, в связи с чем в некоторых государствах применяется смешанный способ, заключающийся в использовании среднеарифметической величины двух индексов: роста цен и роста заработной платы.
В целях защиты пенсионеров от инфляционных процессов Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрен механизм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной платы рабочих и служащих с использованием индивидуального коэффициента заработка пенсионера. Очередная корректировка пенсий производится автоматически, если средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастает более чем на 10% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Такой механизм обусловлен тем, что именно объем отчислений от фонда заработной платы субъектов хозяйствования определяет возможности для финансирования расходов на выплату трудовых пенсий. Минимальные трудовые пенсии, кроме того, индексируются в связи с изменением бюджета прожиточного минимума 4 раза в год (с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября). Социальные пенсии, которые назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, также индексируются 4 раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. Это позволяет защитить покупательную способность минимальных и социальных пенсий от роста потребительских цен.
В Беларуси реальный размер назначенной месячной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен на товары и услуги) в декабре 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 г. увеличился на 13,2%.
В декабре 2005 г. средний размер назначенной месячной пенсии составил 211 тыс. руб. (97,6% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров). Средний размер пенсии по возрасту составил 221,4 тыс. руб., по инвалидности – 197,3 тыс., по случаю потери кормильца – 135,8 тыс., социальной пенсии – 99,6 тыс. руб.
Общепризнанным критерием оценки уровня пенсионного обеспечения в любом государстве является, как правило, соотношение средней пенсии и средней заработной платы (так называемый коэффициент замещения). В сентябре 2005 г. в Беларуси средний размер назначенной месячной пенсии к среднему размеру начисленной заработной платы составлял 43,4% (в 1990 г. – 39,8%, в 2000 г. – 40,8%). Этот показатель в стране выше, чем в других государствах, находящихся с Беларусью в сходных социально-экономических условиях. К примеру, в Российской Федерации указанный показатель в 2003 г. составлял 31%.
Вместе с тем проблемы развития пенсионной системы Беларуси, как впрочем и во всех развитых странах, усугубляются в связи с резким постарением населения. Согласно классификации ООН, молодым государством считается то, где доля пожилых людей (старше 65 лет) в общей численности населения составляет 4%, а старым – то, где она достигла 7%. В 1959 г. в Беларуси пожилых людей в возрасте 65 лет и старше было 7,2%, в 2005 г. – 14,6%. Для сравнения: уровень старости населения в Германии составляет 14,0%, в Англии – 15,8, Франции – 14,5, США – 12,6%. Беларусь за 45 лет постарела более чем в 2 раза. При этом необходимо иметь в виду, что в республике законодательный возраст выхода на пенсию ниже, чем во многих странах: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет, тогда как во многих странах Европы и мира – 65-67 лет. Это объясняется средней продолжительностью жизни, ожидаемой при рождении. В Беларуси она составляет 69,0 года (у женщин – 75,0, у мужчин – 63,2). Известно, что средняя продолжительность предстоящей жизни в Японии – 78,3 года, Канаде – 76,6, Швеции – 72,9 года. В этих странах жителям в 65 лет предстоит почти такая же, а иногда и более долгая жизнь, чем жителям Беларуси в 55-60 лет. Доля лиц старших возрастов в Республике Беларусь в 2005 г. составила 21,2%, в том числе в городах в пенсионном возрасте находилось 17,2% всего населения, в сельской местности – 31,5%, т.е. каждый третий сельский житель – пенсионер. Это обусловило увеличение нагрузки на трудоспособное население, которая составила в 2005 г. 342 человека на тысячу трудоспособного населения против 245 в 1959 г.
В более отдаленной перспективе, если не удастся изменить демографическую ситуацию в стране, положение еще более усложнится. К 2025 г. на 1000 человек трудоспособного возраста может приходиться 550, к 2035 г. – до 700, к 2040 г. – до 800 пенсионеров, а к 2050 г. их количество может превысить количество трудоспособных. С данной проблемой, как уже отмечалось, столкнулись и развитые страны. Однако ее решение в нашей стране потребует больших усилий и средств, поскольку мы одновременно должны будем решать проблемы пенсионного обеспечения, здравоохранения, жилья, отдыха пожилых людей и т.д. Сложность и в том, что основная доля пожилых людей проживает в сельской местности, а не в городах, как в большинстве развитых стран.
Решение проблемы старшего поколения требует системного подхода Это невозможно без пересмотра социальной политики и разработки новых подходов к совершенствованию существующей пенсионной системы.
Реформы в сфере пенсионного обеспечения следует направить на решение двух взаимосвязанных задач. Они должны обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы, повышение реального размера пенсий и улучшение качества жизни пенсионера. В долгосрочном же плане призваны предотвратить кризис пенсионной системы в связи со старением и увеличением продолжительности жизни населения Беларуси.
Исходя из этих задач, пенсионная реформа должна основываться на следующих принципах:
равного права граждан на пенсионное обеспечение независимо от социального положения, пола, рода занятий, национальной принадлежности;
обязательности государственного социального страхования всех работающих;
солидарности поколений в области финансирования государственного пенсионного обеспечения;
гарантированности пенсионного обеспечения из государственного фонда социального страхования при условии уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством страны;
аккумулирования взносов по социальному страхованию в страховом фонде, финансирующем выплату трудовых (страховых) пенсий;
увязки размера трудовых (страховых) пенсий с продолжительностью страхования и заработком, из которого уплачивались страховые взносы;
использования средств пенсионного страхования исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных;
капитализации и инвестирования временно свободных средств в установленном порядке с целью получения прибыли;
покрытия за счет бюджетных средств государства расходов на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в системе пенсионного страхования в период учебы, ухода за детьми, службы в армии и др.;
финансирования за счет работодателя страхования от трудового увечья, профессионального заболевания и др.;
ответственности государства за качество жизни пенсионеров в стране.