ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Основные черты будущей пенсионной системы Беларуси обозначены в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, принятой в 1997 г. Создается трехуровневая пенсионная система, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий; пенсий, предоставляемых по обязательному пенсионному страхованию, и пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли государственного обязательного пенсионного страхования. Постепенно в действующее пенсионное законодательство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на усиление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения. Процесс совершенствования пенсионной системы осуществляется с учетом реальной ситуации в стране. Положения Концепции реализуются постепенно: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование; расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию; право на страховую пенсию увязано с уплатой страховых взносов; постепенно увеличивается период, за который из заработка исчисляется пенсия; предусмотрено дополнительное повышение пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, за периоды последующей работы без получения пенсии и др.
Разработан новый проект Закона Республики Беларусь «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», в котором развиваются положения Концепции о формировании многоуровневой пенсионной системы.
Основная задача на ближайшую перспективу – укрепление страховых принципов пенсионной системы; установление более тесной зависимости размера пенсии от уплаченных страховых взносов и периода их уплаты по введению условно-накопительного компонента; введение системы дополнительного обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности; сокращение системы пенсионных льгот; стимулирование участия в программах добровольного пенсионного страхования.
Пенсионное страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников, а в соответствующих случаях – средств государства с целью защиты от определенных рисков (утраты заработка вследствие достижения определенного возраста, инвалидности, смерти кормильца), уменьшить которые и призван данный институт.
Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обеспечения и его нормы увязываются с продолжительностью уплаты и объемом страховых взносов и предоставляются работникам, достигшим пенсионного возраста. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войта все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой государственного пенсионного страхования.
В качестве модели пенсионной системы, обеспечивающей трудовые пенсии, может быть выбрана одна из моделей, адаптируемая к демографическим тенденциям и обеспечивающая жесткую привязку размера пенсии к сумме средств, внесенных в пенсионную систему на протяжении трудовой деятельности. Это может быть чисто накопительная модель (Чили), условно накопительная модель (Польша); пенсионная система, основанная на системе пенсионных баллов (Германия), и др.
Равенство обязанностей застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании пенсионной системой вызывает необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подходов к вопросам их финансирования.
Реформирование системы досрочного выхода на пенсию осуществляется на основе разумного сочетания двух подходов.
Первый из них предполагает поэтапный перевод выплаты досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он повлечет повышение страховой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий с большим числом рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию. Поэтому данный подход целесообразно распространить преимущественно на те рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Второй подход основывается на поэтапном замещении досрочных пенсий механизмом дополнительного страхования фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Этот подход практически не увеличивает страховую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий. Он распространяется на те рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо связан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Страхование должно покрывать риск утраты трудоспособности от момента присоединения к страховому плану до достижения общеустановленного пенсионного возраста, а льготное пенсионное обеспечение – только в рамках льготного периода. Однако льготное пенсионное обеспечение в отличие от страхования должно быть связано с утратой трудоспособности.
Основой первого из вышеназванных подходов к реформированию льготного пенсионного обеспечения является поэтапный перевод обязательств по финансированию и выплате досрочных пенсий из Фонда социальной защиты населения в профессиональные пенсионные системы (ППС), построенные на накопительном принципе.
Профессиональные пенсионные системы должны формироваться на принципах:
безусловной обязанности работодателя, который располагает рабочими местами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, учреждать профессиональный страховой план и профессиональный пенсионный план для работников, имеющих льготный режим пенсионного обеспечения, и заключать договор на их ведение с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), обладающим соответствующей специальной лицензией (право выбора компании и негосударственного пенсионного фонда закрепляется за работодателем);
предоставления работнику, занимающему рабочее место (выполняющему трудовые обязанности), которое дает право на льготное пенсионное обеспечение, свободы выбора одной из форм покрытия дополнительных рисков, связанных с трудовой деятельностью: страхования досрочной утраты трудоспособности или пенсионного обеспечения в пределах льготного периода (от приобретения права на досрочную пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста) – без последующего изменения избранной формы;
осуществления финансирования пенсионного плана только работодателем за счет дополнительного обязательного тарифа страховых взносов, начисляемого на заработную плату лиц, занимающих рабочие места, дающие право на льготы.
Одним из факторов, определяющих нагрузку пенсионной системы, является пенсионный возраст, так как он определяет соотношение численности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. Следует иметь в виду, что без повышения возраста выхода на пенсию не обходится практически ни одна пенсионная реформа, реализуемая в мире в последние десятилетия. Повышение пенсионного возраста предусматривается и в подавляющем большинстве проектов пенсионных реформ, находящихся в стадии подготовки в различных странах мира, включая страны с переходной экономикой.