ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Функции социальной защиты населения.
Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.
Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Система социальной защиты Беларуси базируется на следующих принципах:
адресность, которая предусматривает предоставление социальной помощи конкретным лицам (семьям) с учетом их индивидуальной потребности;
дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;
финансовая устойчивость на основе перехода к использованию в ресурсном обеспечении социальных стандартов;
приоритет активных мер социальной защиты граждан;
комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких ее видов;
динамичность оказания социальной защиты, предусматривающая регулярный пересмотр социальных нормативов по мере роста показателе стоимости жизни;
всеобщность, предусматривающая одинаковую для каждого возможность получения помощи при наступлении трудной жизненной ситуации;
социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты;
участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
Социальная защита населения основывается на международном и национальном законодательствах, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность ее практического осуществления.
Важнейшие элементы системы социальной защиты населения – социальное страхование, социальное обеспечение, адресная социальная помощь.
Объектом отношений социальной защиты является население, в первую очередь еще не занятое на рынке труда или уже не работающее.
Программы социального страхования охватывают работающих членов общества и направлены на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для обеспечения возмещения основных социальных рисков.
В республике на этапе становления находятся 2 вида социального страхования – пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Социальное обеспечение направлено на содержание и обслуживание нетрудоспособных членов общества, престарелых, инвалидов, потерявших кормильца, детей и других категорий населения, не застрахованных в обязательном порядке или имеющих профессиональные особенности трудовой деятельности (военно- и госслужащие в части пенсий). Категории обеспечиваемых лиц, виды и уровень их обеспечения устанавливаются в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.
Социальная помощь не является постоянной и не распространяется на всех нуждающихся в социальном иждивении и поддержке. Эта конкретная временная помощь предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества. Оказывается она людям в кризисной ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность (малообеспеченность, одиночество и потребность в постоянном уходе, безнадзорность и др.).
Программы социального обеспечения и социальной помощи часто называют адресной социальной защитой. Если социальное обеспечение обладает внутренне присущей адресностью, то в программах социальной помощи адресность достигается установлением черты малообеспеченности, в качестве которой выступает бюджет прожиточного минимума.
Социальная защита населения реализуется в виде: денежных выплат (пенсии, пособия, доплаты, компенсации); натуральных материальных благ, услуг, льгот.
Источником финансирования всех видов социальной защиты являются средства государственного бюджета, государственных страховых фондов, а также собственные средства предприятий и средства, направляемые на благотворительные цели.
Из средств республиканского и местных бюджетов финансируются пенсии военнослужащим, социальные пенсии, пособия на детей старше 3 лет, пособия адресной помощи малообешеченным гражданам, социальное обслуживание и др.
Из средств социального страхования в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» застрахованные граждане обеспечиваются:
пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
пособиями по беременности и родам;
пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
пособиями по временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
пособиями по безработице;
пособиями на погребение.
Основным финансовым органом в системе государственного социального страхования является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН). Органы ФСЗН осуществляют сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также финансирование соответствующих выплат и контроль за правильностью уплаты и расходованием страховых взносов.