ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Льготы, предоставляемые населению.
Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические изменения, произошедшие в 1990-е годы – начале XXI в., обусловили необходимость упорядочения льгот, предоставляемых населению.
Действующая система социальных льгот складывалась под воздействием различных социально-экономических и политических факторов на протяжении многих десятилетий. В настоящее время проблема льгот приобретает большую остроту, методы и масштабы ее решения существенно влияют на материальное и социальное положение преобладающей части населения страны. Актуальность проблемы определяется также повышенным общественным интересом к данной форме реализации принципов социальной справедливости в связи с проведенной в Российской Федерации реформой, получившей название «монетизация льгот». Ситуация в этой области в настоящее время является объектом пристального внимания ученых (экономистов, правоведов, социологов), политиков, журналистов, а также отдельных граждан, политических партий и общественных организаций, вызывая острые оценки и дискуссии.
Предоставление льгот населению в стране – широко применяемая практика как в странах дальнего (например, во Франции предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, льготы на лекарства в зависимости от тяжести заболевания, снижение процента при погашении кредита на приобретение жилья и др.), так и ближнего зарубежья. Постсоциалистические страны в 1990-х годах продемонстрировали 3 модели социальной политики в области льгот населению. Первая модель (страны Центральной и Восточной Европы, отчасти страны Балтии) – отказ от старого законодательства и сокращение до минимума числа льгот. Вторая модель (страны Закавказья и Средней Азии) – прямо противоположная первой. В этих странах прежние льготы формально не отменены, но в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социальной сферы постепенно отмирают. Третья модель – промежуточная (Беларусь, Россия, отчасти Украина и Молдова) – попытка сохранить преемственность советской системы и частично ее упорядочить. Однако в конце 1990-х годов стало очевидным, что без смены механизмов и направлений расходования средств проблему социальных льгот решить нельзя.
В научной и практической литературе, отечественных и зарубежных правовых актах можно встретить различные определения понятий «льгота», «социальная льгота». По мнению российских экономистов Е. Гонтмахера и В. Трубина, социальные льготы – это «преимущества, связанные с освобождением или облегчением условий выполнения или установленных законодательством норм/правил/условий жизнедеятельности материального характера». В подготовленном проекте Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» под социальными льготами понимаются «предусмотренные законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от выполнения установленных обязанностей или облегчение условий их выполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности». В действующей системе есть расхождения в соотнесенности категории «социальная льгота» со смежными категориями (привилегия, компенсация, дотация, выплаты и др.). В результате неоднозначное толкование понятия «льгота» приводит к терминологической путанице и, как следствие, слабому практическому использованию потенциальных возможностей льготных форм предоставления потребительских благ. Это доказывает необходимость уточнения понятийного аппарата и инструментария исследования знаний о льготах и выработки путей их эффективного использования с учетом того, что в Беларуси, как и в других странах бывшего СССР, сложилась новая ситуация, изменяющая представления людей о социальной защищенности.
Система предоставления льгот населению в Республике Беларусь формировалась многие десятилетия под воздействием различных социально-экономических и политических факторов. В период трансформации экономики число их резко возросло, так как они начали выполнять функцию компенсации низких доходов населения. В результате сегодня по разным оценкам от 62% до 68% граждан Беларуси пользуются льготами. Согласно существующим оценкам, 6,7 млн. жителей Беларуси имеют транспортные, 5,3 млн. – налоговые, 4,9 млн. – медицинские и санаторно-курортные льготы, 0,7 млн. – по отпуску природного, сжиженного газа и твердого топлива, 0,6 млн. – по оплате жилья и коммунальных услуг (при общей численности населения Беларуси 9,9 млн. чел.). Однако следует учитывать, что практически, без учета отнесенных к социальным льготам других видов социального обеспечения (пособий, компенсаций, дотаций и др.), численность граждан, получающих льготы, меньше. Кроме того, отдельные категории граждан являются потребителями одновременно нескольких видов льгот. В официальной же статистике они учитываются как различные получатели льгот. Но даже с учетом этого данные свидетельствуют о слишком большом охвате населения системой льгот, что на практике снижает ее эффективность. Как показывает международный опыт, эффективной может быть система социальной защиты, охватывающая не более 10-15% населения.
Основная часть социальных льгот в Беларуси предназначена для отдельных групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Ряд причин, определяющих необходимость существования льгот, связан с наличием особых заслуг перед обществом для подчеркивания общественного признания этих заслуг. Некоторые льготы предоставляются за характер и условия труда, т.е. в зависимости от профессиональной деятельности.
Национальным законодательством определено около 60 категорий граждан, которым установлены льготы. Это Герои Советского Союза, Беларуси; Кавалеры ордена Славы 3 степеней; ветераны войны и труда; семьи погибших воинов и партизан; бывшие узники фашистских концлагерей; ветераны Вооруженных Сил; граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, награжденные знаком «Почетный донор»; многодетные семьи; государственные служащие; депутаты; учащиеся; студенты; сироты; пенсионеры и др.
В качестве основных критериев для получения социальных льгот в Беларуси используются:
заслуги перед государством;
возраст;
состав семьи;
состояние здоровья;
место жительства;
влияние последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
занятость;
особенности профессиональной деятельности;
уровень доходов (при получении кредитов на строительство и приобретение жилья, оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, получении бесплатного детского питания и др.).