ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Льготы, предоставляемые населению.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 16:23
Jenny
журналист Pogovorim.by

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, со­циально-экономические изменения, произошедшие в 1990-е годы – на­чале XXI в., обусловили необходимость упорядочения льгот, предостав­ляемых населению.

Действующая система социальных льгот складывалась под воздей­ствием различных социально-экономических и политических факторов на протяжении многих десятилетий. В настоящее время проблема льгот приобретает большую остроту, методы и масштабы ее решения сущест­венно влияют на материальное и социальное положение преобладающей части населения страны. Актуальность проблемы определяется также по­вышенным общественным интересом к данной форме реализации прин­ципов социальной справедливости в связи с проведенной в Российской Федерации реформой, получившей название «монетизация льгот». Ситуа­ция в этой области в настоящее время является объектом пристального внимания ученых (экономистов, правоведов, социологов), политиков, жур­налистов, а также отдельных граждан, политических партий и общественных организаций, вызывая острые оценки и дискуссии.

Предоставление льгот населению в стране – широко применяемая практика как в странах дальнего (например, во Франции предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, льготы на лекарства в зависимости от тяжести заболевания, снижение процента при погашении кредита на приобретение жилья и др.), так и ближнего зарубежья. Постсоциалисти­ческие страны в 1990-х годах продемонстрировали 3 модели социальной политики в области льгот населению. Первая модель (страны Централь­ной и Восточной Европы, отчасти страны Балтии) – отказ от старого законодательства и сокращение до минимума числа льгот. Вторая модель (страны Закавказья и Средней Азии) – прямо противоположная первой. В этих странах прежние льготы формально не отменены, но в результате резкого сокращения бюджетного финансирования социальной сферы постепенно отмирают. Третья модель – промежуточная (Беларусь, Рос­сия, отчасти Украина и Молдова) – попытка сохранить преемственность советской системы и частично ее упорядочить. Однако в конце 1990-х го­дов стало очевидным, что без смены механизмов и направлений расходо­вания средств проблему социальных льгот решить нельзя.

В научной и практической литературе, отечественных и зарубежных правовых актах можно встретить различные определения понятий «льгота», «социальная льгота». По мнению российских экономистов Е. Гонтмахера и В. Трубина, социальные льготы – это «преимущества, связанные с осво­бождением или облегчением условий выполнения или установленных законодательством норм/правил/условий жизнедеятельности материального характера». В подготовленном проекте Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» под социальными льготами понимаются «предусмот­ренные законодательством преимущества, полное или частичное освобож­дение от выполнения установленных обязанностей или облегчение усло­вий их выполнения в связи с особым социально-правовым статусом граж­данина или особенностями его профессиональной деятельности». В дей­ствующей системе есть расхождения в соотнесенности категории «соци­альная льгота» со смежными категориями (привилегия, компенсация, дотация, выплаты и др.). В результате неоднозначное толкование понятия «льгота» приводит к терминологической путанице и, как следствие, сла­бому практическому использованию потенциальных возможностей льгот­ных форм предоставления потребительских благ. Это доказывает необ­ходимость уточнения понятийного аппарата и инструментария исследо­вания знаний о льготах и выработки путей их эффективного исполь­зования с учетом того, что в Беларуси, как и в других странах бывшего СССР, сложилась новая ситуация, изменяющая представления людей о социальной защищенности.

Система предоставления льгот населению в Республике Беларусь фор­мировалась многие десятилетия под воздействием различных социально-экономических и политических факторов. В период трансформации экономики число их резко возросло, так как они начали выполнять функ­цию компенсации низких доходов населения. В результате сегодня по разным оценкам от 62% до 68% граждан Беларуси пользуются льготами. Согласно существующим оценкам, 6,7 млн. жителей Беларуси имеют транс­портные, 5,3 млн. – налоговые, 4,9 млн. – медицинские и санаторно-курортные льготы, 0,7 млн. – по отпуску природного, сжиженного газа и твердого топлива, 0,6 млн. – по оплате жилья и коммунальных услуг (при общей численности населения Беларуси 9,9 млн. чел.). Однако сле­дует учитывать, что практически, без учета отнесенных к социальным льготам других видов социального обеспечения (пособий, компенсаций, дотаций и др.), численность граждан, получающих льготы, меньше. Кроме того, отдельные категории граждан являются потребителями одновремен­но нескольких видов льгот. В официальной же статистике они учитывают­ся как различные получатели льгот. Но даже с учетом этого данные сви­детельствуют о слишком большом охвате населения системой льгот, что на практике снижает ее эффективность. Как показывает международный опыт, эффективной может быть система социальной защиты, охваты­вающая не более 10-15% населения.

Основная часть социальных льгот в Беларуси предназначена для от­дельных групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Ряд причин, определяющих необходимость существования льгот, связан с наличием особых заслуг перед обществом для подчеркивания общественного признания этих заслуг. Некоторые льготы предоставляют­ся за характер и условия труда, т.е. в зависимости от профессиональной деятельности.

Национальным законодательством определено около 60 категорий граждан, которым установлены льготы. Это Герои Советского Союза, Беларуси; Кавалеры ордена Славы 3 степеней; ветераны войны и труда; семьи погибших воинов и партизан; бывшие узники фашистских концлагерей; ветераны Вооруженных Сил; граждане, пострадавшие от ката­строфы на Чернобыльской АЭС; граждане, награжденные знаком «Почет­ный донор»; многодетные семьи; государственные служащие; депутаты; учащиеся; студенты; сироты; пенсионеры и др.

В качестве основных кри­териев для получения социальных льгот в Беларуси используются:

заслуги перед государством;

возраст;

состав семьи;

состояние здоровья;

место жительства;

влияние последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

занятость;

особенности профессиональной деятельности;

уровень доходов (при получении кредитов на строительство и при­обретение жилья, оплате содержания детей в детских дошкольных учреж­дениях, получении бесплатного детского питания и др.).

Читайте нас в