Система образования в начале XXI века

Энциклопедия

 

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой обра­зования. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,8%), охват базовым, общим сред­ним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям по­ступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится.

Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независи­мыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь, уделяя большое внимание развитию образования, смогла в 2003 г. войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потен­циала и подняться на 53-ю строчку мирового рейтинга, оставив позади себя все страны СНГ.

В то же время вступление в эпоху постиндустриального, информа­ционного общества, проведение трансформации национальной эконо­мики ставят общество и государство перед необходимостью дальней­шего совершенствования сферы образования. Современное производ­ство насчитывает около 40 тысяч специализаций, наука – около 15 тысяч дис­циплин, номенклатура производимой в промышленности продукции – десятки миллионов наименований.

В этих условиях постоянные изменения становятся образом жизни системы образования. Они направлены на создание условий для получе­ния мобильного образования на протяжении всей жизни для всех граждан. При этом образование должно готовить подрастающее поколение не толь­ко к жизни в изменяющихся условиях, но и сформировать у него спо­собность к успешной деятельности в не поддающейся прогнозированию реальности.

Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Основные направления государственной политики в сфере образо­вания закреплены в актах законодательства, разработка которых активи­зировалась в последние годы. Начиная с 2002 г. принят ряд законов: «Об образовании»; «О профессионально-техническом образовании», «Об обра­зовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании». В Национальное собрание Республики Беларусь внесены законопроекты о высшем и общем среднем образовании. Начата подготовка Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Основные принципы государственной политики в сфере образования сформулированы в Законе Республики Беларусь «Об образовании» от 19 марта 2002 г. и направлены на повышение качества образования, обеспе­чение социальной справедливости в получении образования всех уровней.

Национальная система образования гарантирует каждому граждани­ну право на получение образования, которое обеспечивается:

развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием усло­вий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреж­дениях общего и начального профессионального (профессионально-технического) образования;

бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионально­го (среднего специального), высшего, послевузовского образования в го­сударственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при по­лучении данного уровня образования впервые в пределах государствен­ных стандартов образования;

непрерывностью образования и преемственностью его уровней и ступеней;

частичным или полным компенсированием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи в период их обучения.

В соответствии со статьей 14 закона «Об образовании» все государ­ственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики относятся к национальной системе образования, которая включает:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

внешкольные формы образования;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.