Дошкольное образование в Республике Беларусь.

Энциклопедия

 

Дошкольное образование – первый уровень основного образова­ния; разносторонний целенаправленный процесс воспитания я обучения детей, обеспечивающий сохранение здоровья, физическое я психическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенно­стей, своевременный и полноценный переход на следующий уровень образования.

Основные задачи дошкольного образования:

обеспечение физического и психического здоровья ребенка, фор­мирование у него основ здорового образа жизни;

формирование гуманных взаимоотношений, обеспечение эмоцио­нального благополучия каждого воспитанника;

обеспечение полноценного своевременного разностороннего раз­вития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых качеств, различ­ных видов деятельности), его творческого потенциала;

приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.

Система дошкольного образования обеспечивает реализацию кон­ституционного права родителей на образование ребенка при первом же обращении их в органы образования. Каждой семье, каждому ребенку предоставляется возможность получения качественного дошкольного обра­зования, ориентированного на потребности семьи, оказания психолого-медико-педагогической и социальной поддержки в воспитании ребенка.

Управление работой дошкольных учреждений осуществляется мест­ными органами образования. Дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные до­школьные учреждения) подчинены руководителям таких предприятий и соответствующих ведомств.

Деятельность дошкольных учреждений независимо от формы собствен­ности в Республике Беларусь регулирует Положение об учреждении, обес­печивающем получение дошкольного образования, утвержденное Ми­нистерством образования Республики Беларусь 9 ноября 2004 г. № 66.

В соответствии с положением дошкольное учреждение призвано обеспе­чивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В 1990 г. насчитывалось 5350 дошкольных учреждений, охват детей дошкольным воспитанием составлял 68%. Большинство дошкольных учреж­дений находилось в ведомственном подчинении, что обеспечивало довольно высокий уровень материально-технического обеспечения. Однако чрезмер­ная централизация управления системой дошкольного воспитания, высо­кая наполняемость групп, слабое развитие технологий, ориентированных на индивидуальный подход к ребенку, сковывали творческую инициативу воспитателей, не позволяли обеспечить эффективное развитие личности ребенка.

Экономический кризис 1991-1995 гг., сопровождавшийся значитель­ным спадом производства, снижением уровня жизни значительной части населения и демографическим спадом, обусловил резкое сокращение сети дошкольных учреждений, особенно ведомственных. В целом с 1990 по 1995 г. были закрыты около 800 дошкольных учреждений.

С целью недопущения необоснованного закрытия дошкольных учреж­дений Верховным Советом Республики Беларусь 24 апреля 1992 г. было принято постановление «О сохранении и развитии сети детских дошколь­ных учреждений». Правительство приняло специальные меры, в том чис­ле перевод ведомственных дошкольных учреждений на бюджетное фи­нансирование либо частичное покрытие расходов на их содержание за счет бюджетов местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило сохранить необходимую сеть дошкольных учреждений. С 1993 г. на бюджетное финансирование принято от разных ведомств бо­лее 2 тыс. дошкольных учреждений. Если в 1991 г. в ведомственном под­чинении находилось 75,6% всех дошкольных учреждений, то в 2004 г. – 6,9%. В них обучалось около 40 тыс. детей, или 11% от общей числен­ности, посещающих дошкольные учреждения.

В настоящее время Республика Беларусь имеет сеть дошкольных учреж­дений, различающихся по форме собственности: государственные – бюджетные и ведомственные, частные, учреждения смешанной формы собственности; по типам: ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа; по профилю работы с детьми: общего назначения, с углубленной направ­ленностью, санаторные дошкольные учреждения (группы), специальные дошкольные учреждения (группы) для детей с особенностями психо­физического развития, дошкольный центр развития ребенка. На конец 2005 г. в республике функционировало 4150 дошкольных учреждении, в которых обучалось 366,7 тыс. детей (1990 г. – 608 тыс. детей). Совре­менная сеть дошкольных учреждений обеспечивает запросы детей и ро­дителей, а также потребности общества.

Благодаря целенаправленной политике государства по расширению доступности дошкольного образования и развитию дошкольных учреж­дений за последние 5 лет в Беларуси, единственной среди стран СНГ, обеспечен полный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. В 2005 г. 82,1% детей посещали дошкольные учреждения (в 1995 г. – 60,1%) (рис. 2). Достижение этого уровня обеспечено за счет предоставления в дошкольных учреждениях на бесплатной основе образовательных и оздо­ровительных услуг, а также сохранения доступного для родителей раз­мера платы за питание.

Родители имеют право выбора дошкольного учреждения по виду, типу, профилю и режиму работы. Имеется возможность получения допол­нительных образовательных услуг: по изучению иностранного языка, обу­чению хореографии, игре на музыкальных инструментах, плаванию и др. Выполняются государственные социальные стандарты в области дошколь­ного образования по предоставлению мест в дошкольных учреждениях.

При развитии сети дошкольных учреждений в сельской местности приоритет отдается созданию учреждений нового типа (детский сад-школа, семейный детский сад, сезонные и игровые площадки с кратковременным и на постоянной основе пребыванием детей). В связи со значительным уменьшением в сельской местности контингента детей и невозможностью создания одновозрастных групп расширяется практика создания разно­возрастных групп. Все это позволило повысить процент охвата детей до­школьным образованием в сельских населенных пунктах с 34,7% в 1995 г. до 52,4% в 2005 г. Реализация мероприятий, предусмотренных Государствен­ной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. позволит увеличить к 2010 г. охват детей дошкольным образованием до 85%.

В Республике Беларусь получила развитие система специального до­школьного образования. Ее неотъемлемой частью является интегриро­ванное воспитание и обучение детей дошкольного возраста, которое представляет собой совместное воспитание и обучение детей с нормой в развитии и детей с особенностями психофизического развития. С целью реализации прав детей с особенностями психофизического развития на получение открытого дошкольного образования, их социальной адаптации и интеграции в общество Министерство образования 25 февраля 2002 г. утвердило Положение об интегрированном воспитании и обу­чении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.

Развивается сеть интегрированных групп, количество их в учрежде­ниях дошкольного образования за последние пять лет выросло более чем в 8 раз, с 19 групп в 2000 г. до 166 групп в 2005 г. Основные функции интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста: оздоровительная, социальная, диагностическая, коррекционная, реабили­тационная, развивающая.

С целью обеспечения физического, нравственного и духовного здо­ровья ребенка, определения его правового статуса 19 ноября 1993 г. при­нят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Закон гарантирует всестороннюю государственную защиту прав ребенка и определяет обя­занности юридических и физических лиц по защите детства.

В республике реализуется концепция научного, программно-методи­ческого обеспечения дошкольного образования. Учеными страны создан учебно-методический комплекс «Пралеска», включающий национальную базисную программу воспитания и обучения детей в дошкольном учреж­дении, более 188 учебно-методических пособий для педагогов и родите­лей, учебно-наглядные пособия для детей, которые содержат разнообраз­ные развивающие игры и задания для ребенка, а также краткие руко­водства по их использованию для родителей и педагогов. Использование учебно-методического комплекса «Пралеска» позволяет педагогам строить образовательный процесс на основе принципа комплексности, обеспе­чивать все основные направления развития ребенка, а также систему мер по охране и укреплению здоровья детей.

Анализ динамики заболеваемости детей в дошкольных учреждениях показывает ее стабилизацию, снижение количества случаев заболеваний на 1 тыс. детей и пропуски по болезни одним ребенком.

Снижению уровня заболеваемости детей в дошкольных учреждениях способствует использование лечебно-оздоровительных технологий, вклю­чающих лечебную педагогику (игровая терапия, сказкотерапия) и лечебную физкультуру (элементы дыхательной гимнастики), воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей. Оборудова­ние физиотерапевтических, массажных, стоматологических кабинетов, саун, фитобаров, комнат психологической разгрузки обеспечивает создание специальных условий для проведения профилактических и оздорови­тельных процедур. Функционируют мини-центры для различных видов физической активности детей. Педагоги используют здоровьесберегающие, социально адаптирующие и личностно развивающие технологии, совершенствуют содержание, методы и формы воспитания, обучения и развития детей. Создание в дошкольном учреждении здоровьесберегающей системы, внутренний мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей позволяют последовательно и целе­направленно укреплять здоровье детей за период пребывания в дошколь­ном учреждении (3-4 года).

Государственная социальная политика в сфере дошкольного образо­вания направлена на дальнейшее развитие сети дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей, опережающее увеличение про­цента охвата детей дошкольным образованием в сельской местности, внед­рение здоровьесберегающих технологий, обеспечение преемственности между семейным воспитанием, дошкольным и школьным уровнями обра­зования, разработку единых подходов к оценке качества дошкольного образования.