Специальное образование в Республике Беларусь.

Энциклопедия

 

Специальное образование представляет собой процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Совершенствование системы специального образования направлено на обеспечение большей доступности и равных прав лицам с особенностями психо­физического развития на получение образования и коррекционно-педагогической помощи по месту жительства. Современный этап развития специального образования в Республике Беларусь характеризуется также активным обновлением содержания образования детей с особенностями психофизического развития, повышением его качества.

Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции ре­формирования специального образования и программе по ее реализации, закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особен­ностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофи­зического развития, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

Всего в системе специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования обучаются и получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь 102,4 тыс. детей, в том числе в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования – 37,5 тыс. детей, центрах коррекционно-развивающего обучения и реаби­литации, специальных школах, школах-интернатах и учреждениях, обес­печивающих получение общего среднего образования, создавших усло­вия для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития – 64,9 тыс. учащихся.

В 2005 г. работали 20 специальных и вспомогательных школ, 64 спе­циальные и вспомогательные школы-интерната, 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 1839 пунктов коррекционно-педагогической помощи, 250 специальных и 5113 итерированных классов; 1,7 тыс. детей с особенностями психофизического развития обучались на дому.

До начала 1990-х годов приоритетным направлением в образовании и воспитании детей-инвалидов и детей с особенностями психофизиче­ского развития являлось их обучение в специальных школах-интернатах. В основе современной государственной политики лежит их интеграция в общество, обучение в условиях обычного или специального класса мас­

совой или специальной школы, где дети получают образование в благо­приятных условиях. Уже сегодня можно говорить о реальности решения задачи интеграции общего и специального образования в единое обра­зовательное пространство, обеспечивающее реализацию равного права на образование всех детей, независимо от состояния их здоровья.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению в учреждениях образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания. В 1995 г. в системе образования классы и группы интегрированного обу­чения и воспитания отсутствовали, в 2004 г. на базе дошкольных учреж­дений действовали 110 интегрированных групп, в системе общего средне­го образования – 289 специальных классов, 4442 класса интегрирован­ного обучения (в 2005/2006 учебном году – 5113).

В систему общего среднего образования интегрировано 53% детей от общего количества детей школьного возраста с особенностями психо­физического развития (в 2004 г. – 47,6%). Развитие структур интегри­рованного профиля обусловило сокращение сети существующих государ­ственных специальных учреждений образования – специальных школ-интернатов.

Продолжается работа по научно-методическому обеспечению содер­жания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизи­ческого развития в возрасте до 3 лет. Важным аспектом в педагогическом сопровождении развития ребенка в этом возрасте является обучение ро­дителей педагогическим приемам и методам его воспитания, оказание психологической поддержки семье. В настоящее время специалистами центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказы­вается помощь около 700 детей с особенностями психофизического раз­вития в возрасте до 3 лет.

В целях научно-методического обеспечения деятельности учрежде­ний, обеспечивающих получение специального образования, подготов­лен ряд инструктивно-методических материалов для работы психолого-медико-педагогических комиссий; рекомендации по оценке результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получе­ние специального образования детьми с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями слуха, трудностями в обучении; методические рекоменда­ции по совершенствованию деятельности пунктов коррекционно-педагогической помощи и др. Разработаны и проходят апробацию критерии и показатели качества специального образования. Издано 438 учебных и 65 методических пособий, 131 программа. Продолжена работа по апро­бации в специальных учреждениях образования новых учебно-методиче­ских комплексов 12-летней общеобразовательной школы. Подготовлены методические рекомендации по использованию учебно-методических комплексов для детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями ре­чи 5-6 классов 12-летней школы. В целях совершенствования организа­ции питания детей с особенностями психофизического развития в спе­циальных учреждениях образования издан «Сборник научно-технологи­ческой документации по организации питания детей, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В 2005 г. начата реализация нового направления в работе учреждений, обеспечивающих получение специального образования, – психолого-педагогическое сопровождение выпускников в первые годы их самостоя­тельной жизни. Учреждения образования обеспечивают патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учебы. Содержание и порядок осуществления патроната регулируется Инструкцией о патронате лиц с особенностями психофизиче­ского развития.

Проведен анализ трудоустройства выпускников специальных и вспо­могательных школ (школ-интернатов). В 2005 г. специальные общеобра­зовательные школы (школы –интернаты) закончили 792 ученика, из них поступили в ПТУ – 264, ССУЗы – 89, вузы – 25. Вспомогательные шко­лы (школы-интернаты) закончили 1018 учащихся, из них продолжили обучение в ПТУ – 493, классах углубленной социальной и профессио­нальной подготовки – 182.

С целью реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение профессионального образования в учреждениях профтехобразования осуществляется подготовка учащихся данной категории по 26 специальностям. В 40 профессионально-технических учеб­ных заведениях и 3 центрах профессиональной и социальной реабили­тации обучаются 2,3 тыс. учащихся с проблемами в развитии.

Актуальными для системы специального образования остаются пробле­мы разработки и внедрения информационных и коммуникационных тех­нологий в образовательный процесс, внедрение дистанционных форм обу­чения и трудоустройства лиц с особенностями психофизического развития.