Среднее специальное образование в Республике Беларусь.

Энциклопедия

Среднее специальное образование является важным звеном в системе основ­ного и профессионального образования Республики Беларусь. Целью сред­него специального образования является развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подго­товки, решение задачи обеспечения отраслей хозяйства республики ква­лифицированными специалистами среднего звена.

Основные задачи среднего специального образования:

  • - удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, куль­турном и нравственном развитии посредством получения среднего спе­циального образования;
  • - удовлетворение потребностей общества и государства в квалифи­цированных специалистах со средним специальным образованием;
  • - формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
  • - сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Государственная политика в области среднего специального образо­вания определена законом «Об образовании».

К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся: техникумы (училища), колледжи (средние специ­альные учебные заведения), а также средние школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, лингвистические гимназии-колледжи, про­фессионально-технические колледжи, высшие колледжи. Среднее специ­альное образование осуществляется по двум направлениям: среднее спе­циальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.

Колледжи как новый тип среднего специального учебного заведения работают по индивидуальным учебным планам и обеспечивают полу­чение углубленной специальной теоретической и практической подго­товки по двум вариантам образовательных программ:

обучение дополнительным специализациям и спецкурсам в рамках специальности, что позволяет в отдельных случаях присваивать выпуск­никам вторую квалификацию;

включение отдельных элементов содержания высшего образования в учебные программы, что обеспечивает интеграцию среднего специаль­ного образования с высшим.

В соответствии с законом «Об образовании» среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.

Получение среднего специального образования на основе общего базо­вого обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.

Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое и общее сред­нее образование, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.

Современная система среднего специального образования включает 213 учреждений образования. Набирает темпы процесс реорганизации техникумов в колледжи. В 2001/2002 учебном году их было около 60, на начало 2005/2006 учебного года – 76.

Наибольший рост числа средних специальных учебных заведений в стране приходится на 2001/2002 учебный год. В период с 1990/1991 по 1995/1996 учебный год количество средних специальных учебных заве­дений (ССУЗов) возросло на 1,4%. С 1993 г. начался процесс регистра­ции частных средних специальных учебных заведений, число которых на начало 2005/2006 учебного года составило 10, а количество учащихся в них – 15,5 тыс. человек.

Созданная сеть учебных заведений равномерно распределена по реги­онам, что обеспечивает доступность среднего специального образования для различных слоев населения, приближает образовательные услуги к их потребителю.

Неизменным в последние годы остается интерес молодежи к средне­му специальному образованию. Средний конкурс на дневную форму обуче­ния стабильно составляет около 3 человек на одно бюджетное место. По каждой третьей специальности он превышает 5 человек на место.

Ежегодно в ССУЗы поступают 14-16% выпускников общеобразова­тельной базовой школы и столько же выпускников средней школы. Для большинства выпускников сельских базовых школ, которые из-за отсут­ствия средних школ в ряде сельских населенных пунктов не имеют воз­можности получить общее среднее образование по месту жительства, среднее специальное образование – это реальный путь в профессию. В 2005 г. на дневную форму обучения принято свыше 8 тыс. выпускников сельских школ, что составило 28% от всех принятых. За последние 5 лет почти в 2 раза увеличилось число детей-сирот и инвалидов, поступаю­щих на обучение в ССУЗы.

На 10 тыс. жителей республики в 1990/1991 учебном году приходился 141 учащийся ССУЗов. К 1995/1996 учебному году это число уменьшилось до 120 человек. С 2000/2001 учебного года отмечается стабильный рост под­готовки специалистов среднего звена в республике. В 2005/2006 учебном году число учащихся на 10 тыс. населения страны достигло 160 человек.

Обучение в ССУЗах ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет. Наиболее эффективной формой обучения является дневная.

Прием учащихся на дневную форму обучения в государственных ССУЗах в 1990 г. составил 34,3 тыс. человек. Наибольший прием уча­щихся на дневную форму обучения пришелся на 2002 г. – 41,3 тыс. че­ловек. Наименьший отмечен в 1995 г. и составил 31,2 тыс. человек. К 2004 г. прием на дневную форму обучения сократился до 34,3 тыс. чело­век. Прием обучаемых на вечерней форме сократился с 1,6 тыс. человек в 1990 г. до 0,3 тыс. человек в 1995 г., затем наблюдался незначительный рост. На начало 2005/2006 учебного года на вечернюю форму обучения было принято 0,3 тыс. человек.

Контингент обучающихся на уровне среднего специального обра­зования за последние 15 лет изменялся под влиянием происходящих в стране социально-экономических процессов. В 2005 г. он составляет 153,6 тыс. человек, из них на дневной форме обучения – 111,8 тыс. В государственных ССУЗах обучается 138,1 тыс., в том числе на дневной форме – 103,4 тыс., или 75% учащихся, в частных ССУЗах – 15,5 тыс., в том числе на дневной форме обучения – 8,4 тыс. (54%).

Максимальной численность обучающихся была в 2003 г. – 162,3 тыс. человек, минимальной в 1995 г. – 122,4 тыс. человек. Рост контингента обучающихся на уровне среднего специального образования происходил в основном за счет открытия подготовки специалистов в новых типах учебных заведений и увеличения объемов платного обучения. Вместе с тем объемы подготовки специалистов за счет средств бюджета все эти годы оставались без существенных изменений.

Подготовка специалистов в государственных средних специальных учебных заведениях осуществляется более чем по 150 специальностям и 300 специализациям, включенным в Общегосударственный классифика­тор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 «Специальности и квалификации», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26 января 2001 г. № 3. Список специальностей и объемы подготовки спе­циалистов ежегодно обновляются с учетом требований рынка труда.

Наибольший удельный вес в общем объеме приема занимают спе­циальности промышленности и строительства, сельского хозяйства: в 1990/1991 учебном году они составляли 29,4% и 18,2% соответственно. В 1995/1996 учебном году прием в этих учреждениях сократился по срав­нению с 1990/1991 учебным годом на 0,7% и 27,1% соответственно, а затем опять начал увеличиваться. Рост составил 32,4% в учреждениях про­мышленности и строительства, 33,9% – в учреждениях сельского хозяй­ства. С 1995/1996 по 2002/2003 учебный год на 72% увеличился объем приема учащихся на специальности экономики и права. Такой рост был связан с нехваткой специалистов в области экономики, менеджмента, банковского дела, права. Однако уже сегодня наблюдается переизбыток этих специалистов, поэтому за период с 2002 г. прием учащихся на спе­циальности экономики и права сокращен на 35%.

В последние годы активизировалась работа по интеграции среднего специального и профессионально-технического образования. Начиная с 1989 г. в республике функционируют 54 профессионально-технических колледжа. Контингент на уровне среднего специального образования в ПТК составляет немногим более 5% от общего числа обучающихся в ССУЗах. Однако он неуклонно растет и за последние 5 лет увеличился в 2 раза.

Оправдала себя интеграция профессионально-технического и среднего специального образования в рамках учебных объединений «ССУЗ-ПТУЗ». В настоящее время в 25 ССУЗах по 20 специальностям осуществляется обучение выпускников профессионально-технических учебных заведе­ний в сокращенные сроки по отдельным учебным планам и программам.

Одним из путей развития интеграции высшего и среднего специально­го образования в Республике Беларусь стало создание университетских комп­лексов. В настоящее время 16 колледжей включены в структуру вузов.

С целью улучшения кадрового обеспечения специалистами отраслей хозяйства, оказания содействия в трудоустройстве выпускников государ­ственных учебных заведений, усиления гарантий их социальной защиты в 1997 г. было разработано и введено в действие Положение «О распре­делении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь». Проводимая государственная политика способствовала укреплению связи учебных заведений с нани­мателями. Сегодня около 80% выпускников, обучающихся за счет бюджет­ных средств, получают направления на работу, 70% из них трудоустраи­ваются в соответствии с полученным направлением. Это свидетельствует о том, что средняя специальная школа находит свое реальное место на рынке труда.

В сфере среднего специального образования занято 10,7 тыс. штат­ных преподавателей (без учета внешних совместителей), из них высшее образование имеют 10,3 тыс. человек.

Позитивные перемены в области среднего специального образования были закреплены в Положении об учреждении, обеспечивающем полу­чение среднего специального образования. С целью обеспечения даль­нейшего развития этого уровня образования ведется работа по подготов­ке проекта Государственной программы развития среднего специального образования на 2006-2010 гг.