Высшее образование в Республике Беларусь

Энциклопедия

 

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего наиболее полное развитие способностей интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование представляет собой процесс и результат овладения человеком системой передовых знаний, современных умений и практических навы­ков, совершенствования мировоззрения, развития научно-методического потенциала, идейно-политических и нравственных ценностей, творчес­ких задатков и способностей, передачи накопленного опыта, необходимых для полноценного включения личности в социальную и культурную жизнь общества и выполнения ответственных профессиональных функций.

Созданная в период существования СССР уникальная система выс­шего образования получила высокое признание мирового сообщества, обеспечила становление и устойчивое развитие экономики, науки и куль­туры страны во 2-й половине XX в.

После обретения Республикой Беларусь суверенитета высшая школа получила дальнейшее развитие. В 1991/1992 учебном году на территории Беларуси функционировало 33 вуза, из них только 3 являлись университетами. На начало 2005/2006 учебного года в систему высшего образо­вания в республике входили 43 государственных вуза, в том числе 30 уни­верситетов, 7 академий, 3 высших колледжа, 2 института, а также 12 вузов негосударственной формы собственности.

Белорусский государственный университет и Белорусский националь­ный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущими высшими учебными заведениями в отрасли. За период с 1991 по 2005 г. количество высших учебных заведений всех форм собственности увели­чилось на 70%.

Чтобы сделать высшее образование более доступным для молодежи из регионов, в 2004 г. открыт Барановичский государственный универ­ситет в 2006 г. – Полесский государственный университет (г. Пинск).

На расширение доступности высшего образования направлена инте­грация средней специальной и высшей школы. В середине 1980-х ходов были введены сокращенные сроки обучения для студентов, получающих высшее образование после окончания ССУЗов. Получение высшего об­разования в профильных университетах по сокращенным срокам обуче­ния осуществляется по интегрированным учебным планам.

В 1990-е годы началось создание частных учебных заведений. Пер­вые негосударственные вузы – Негосударственный институт современ­ных знаний, Белорусский негосударственный институт правоведения, Негосударственный институт управления, Международный негосудар­ственный институт социальных и трудовых отношений – были созданы с участием государственных и общественных структур, включая БГУ, Союз юристов БССР, Белорусский профессиональный союз предпри­нимателей «Форум», Федерацию профсоюзов Беларуси. В 1995-1997 гг. функционировало 20 высших учебных заведений негосударственной фор­мы собственности, на начало 2005/2006 учебного года – 10 негосудар­ственных вузов, в которых обучалось 58,3 тыс. студентов.

В настоящее время по большинству качественных характеристик системы высшего образования Республика Беларусь превосходит многие страны СНГ и сопоставима с наиболее развитыми странами Европы.

Наиболее характерной особенностью развития национальной высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Количество студентов за 15 лет увеличилось более чем в 2 раза, составив в 2005/2006 учебном году 383,4 тыс. человек (в 1990/1991 учебном году 188,6 тыс. че­ловек). Ежегодно число первокурсников увеличивается в среднем на 6%.

В 1990 г. в республике на 10 тыс. жителей приходилось 185 студен­тов вузов, в то время как во Франции, Дании, Ирландии – свыше 300, а в Великобритании, ФРГ, Испании, Италии – около 300.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специ­альностям и более чем 1000 специализаций, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием. Ежегодно вузы республики вы­пускают более 50 тыс. специалистов, из них более 30 тыс. человек являются выпускниками дневной формы обучения.

В середине 1990-х годов в Беларуси началась реформа высшего образования. Ее осуществление планировалось провести в три этапа. На первом этапе предусматривалось формирование новой структуры систе­мы высшей школы, на втором – отработка и внедрение ее вариантов. Третий этап – нормативно-законодательное закрепление перемен и при­ведение национального высшего образования в соответствие с междуна­родными стандартами.

Начиная с 2002 г. принят ряд законов, регулирующих отношения в сфере образования. В новой редакции закона «Об образовании» (2002 г.) содержатся положения о принципах вузовской автономии и академиче­ских свобод. 3 октября 2005 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении доработанный проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». За период с 2002 г. принято около 200 ведомственных нормативных правовых актов. Разрабатывается проект Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Повышение спроса на высшее образование привело к увеличению количества студентов, обучающихся на платной основе. В государственных высших учебных заведениях в 1994/1995 учебном году на договорной основе обучалось 18% от общего количества студентов, а в 2005/2006 учебном году количество студентов, обучающихся на платной основе со­ставило около 52%. В целях поддержки таких студентов приняты Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности и высших учебных заведениях потребительской кооперации на платной основе» и постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. «О порядке предоставления кредита для оплаты первого высшего образования».

В минувшее десятилетие развитие системы высшего образования стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Основной задачей развития системы образования явля­ется повышение качества обучения, приведение его в соответствие с прово­димыми в стране преобразованиями, направленными на создание высо­котехнологичной, конкурентоспособной экономики.

Большое внимание уделяется внедрению новых образовательных технологий, направленных на повышение качества подготовки специа­листов, установление единых критериев оценки и обеспечения высокого уровня компетентности выпускников в соответствии с требованиями обра­зовательных стандартов.

Проводятся мероприятия по приведению объемов и структуры под­готовки на бюджетной основе специалистов с высшим и средним спе­циальным образованием в соответствие с потребностями страны. Осу­ществляются мероприятия по нормативно-правовому, учебно-методиче­скому, информационному и кадровому обеспечению высшей школы.