Структура высшего образования в Республике Беларусь.

Энциклопедия

 

На совещании по вопросу структуры высшего образования, состо­явшемся с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 25 января 2005 г., уточнены позиции по двухступенчатой структуре выс­шего образования, которая с учетом мировых образовательных тенденций вобрала в себя национальный опыт, имеющиеся достижения белорус­ской высшей школы, традиции и особенности ее развития. Утверждена Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки спе­циалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 гг. Разработан график перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием, приведения содержания, структуры и продолжительности подготовки специалистов в вузах в соответствие с современными требованиями экономики страны с учетом накопленного отечественного и международного опыта развития высшей школы. Реше­ние этих задач позволит установить дифференцированные сроки подго­товки специалистов с высшим образованием в зависимости от сложности получаемой специальности и квалификации.

В вузах республики, создавших необходимые условия, открыта магис­терская подготовка, ориентированная на подготовку к обучению в аспиран­туре и формирование знаний и навыков научно-исследовательской работы.

В 2006 г. указом Президента Республики Беларусь утверждены пра­вила приема в высшие и средние специальные учебные заведения.

Продолжается поэтапный переход к вступительным испытаниям в форме централизованного тестирования. Централизованное тестирова­ние дает более объективный результат по сравнению с традиционным экзаменом, позволяет сократить сроки вступительной кампании и сэконо­мить значительные средства на ее проведение. Его результаты засчитываются при приеме в вузы всех форм собственности по всем специаль­ностям. С 2006 г. централизованное тестирование будет проводиться на бюджетной основе.

В вузах страны создана действенная система учебно-воспитательной и информационно-идеологической работы, которая будет способство­вать эффективной реализации ключевых задач государственной поли­тики в области образования.

Приоритетными задачами воспитательной и идеологической работы в высшей школе являются идейно-политическое и гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи, формирование культуры, здоро­вого образа жизни, организация полезной занятости и досуга.

Важнейшим направлением этой работы является ориентация сту­дентов на позитивные идеологические и культурные ценности.

В этих условиях огромную значимость приобретает создание в инфор­мационном пространстве учреждения образования единого информаци­онного центра с использованием новейших компьютерных технологий, соответствующего современным техническим требованиям.

Для реализации принципов общедоступности, повышения конкурен­тоспособности выпускников сельских школ при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. предусматриваются сле­дующие мероприятия:

осуществление с 2005 г. льготного набора в учреждения образова­ния специализированных групп студентов по подготовке кадров для ра­боты в сельской местности;

развертывание центров довузовской подготовки;

первоочередное удовлетворение заявок сельских учреждений обра­зования кадрами, имеющими среднее специальное и высшее образование, установление для молодых специалистов, прибывших на работу в сель­скую местность по распределению, социальных гарантий (обязательное первоочередное обеспечение жильем, предоставление льгот на оплату коммунальных услуг).

В 2002 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 5 «О присоединении Республики Беларусь к Конвен­ции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Евро­пейском регионе», Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 г., подготовленной совместно ЮНЕСКО и Советом Евро­пы. Это позволит более эффективно решать проблему признания дипло­мов белорусских вузов, будет способствовать развитию международного со­трудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов.

Согласно Концепции государственной политики в области подготов­ки национальных кадров для зарубежных стран в учреждениях образова­ния Республики Беларусь планируется активизировать работу по увели­чению количества иностранных учащихся на перспективу до уровня 5% от общего количества обучающихся в учебном заведении.

Реализация комплекса мероприятий в 1990-2005 гг. позволила выс­шей школе решить ряд созидательных задач:

создана современная нормативно-правовая база для развития выс­шей школы;

обеспечена диверсификация высшего образования;

повышен статус высших учебных заведений;

осуществлен переход к универсальному типу высшего образования, обеспечивающему высокую степень фундаментальной подготовки специа­листов, развитую систему научных исследований, многопрофильность обуче­ния, включение вузов в международное образовательное пространство;

разработан и внедрен перечень новых специальностей, в основу которых положено расширение профиля подготовки, учет структурных изменений, связанных с преобразованиями в экономике, развитием раз­личных форм собственности, возможностей трудоустройства;

усовершенствована система прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов;

введено платное высшее образование, которое расширяет возможнос­ти его получения и применения альтернативных форм, средств и методов;

осуществлен переход к вступительным испытаниям в форме цент­рализованного тестирования;

создана целостная многоуровневая система непрерывного образо­вания «школа – ПТУ – техникум – вуз – аспирантура – докторан­тура» как базы дифференцированного образования, в том числе и под­готовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Современные методы реформирования высшей школы позволяют обеспечить последовательное и интенсивное развитие всей системы под­готовки высококвалифицированных кадров в Республике Беларусь.