Научные исследования в высших учебных заведениях.
- 19.04.2013
- 2 495
Научно-исследовательская деятельность в высших учебных заведениях направлена на обеспечение неразрывной связи между научными исследованиями и образовательным процессом с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей экономики, разработку новых технологий и создание конкурентоспособной продукции.
Планомерное продвижение разработок на всех этапах инновационного цикла (фундаментальные исследования – прикладные исследования – научно-технические проекты – внедрение в производство – экономический эффект) обеспечивается за счет совершенствования системы организации и планирования науки на основе программно-целевого подхода.
При проведении фундаментальных и прикладных научных исследований осуществляется целенаправленная работа по концентрации финансовых и материальных ресурсов на выполнении государственных программ фундаментальных (ГПФИ), ориентированных фундаментальных (ГПОФИ) и прикладных (ГППИ) исследований. Увеличивается удельный объем финансирования по государственным программам научных исследований в общем объеме финансирования из республиканского бюджета: в 2001 г. составлял 20%, в 2002 г. – 50%, в 2003 г. – 73%, в 2004 г. – 77%, в 2005 г. – 80%. В 2005 г. 40% всех заданий (872 из 1937 включенных в план) государственных программ фундаментальных и прикладных исследований выполнялись с участием ученых подведомственных университетов; по 23 государственным программам из 49 вузы выступали в качестве головных исполнителей.
При выполнении вышеуказанных программ получены важные результаты. Важнейшим достижением государственной программы фундаментальных исследований «Физика взаимодействий» является экспериментальное обнаружение неизвестного ранее нового физического явления при взаимодействии тяжелого водорода с ядрами атомов. Проведенные исследования позволили создать принципиально новое направление в области высоких технологий. Разработаны принципы и создан первый в мире макет объемного лазера на свободных электронах для нагрева термоядерной плазмы, что позволило сделать важный шаг в решении проблемы энергетической безопасности страны. Работы в этом направлении позволят республике войти в число самых высокотехнологичных государств, решающих проблему создания термоядерной энергетики.
В результате выполнения программы «Строительство и архитектура» получен ряд принципиально новых результатов, многие из которых уже нашли практическое применение на предприятиях строительной отрасли: разработано 7 новых технологий, 2 из которых не имеют аналогов в стране и за рубежом, создано 6 новых материалов. Экономический эффект от внедрения разработок достиг 768,5 млн. руб.
Министерство образования и высшие учебные заведения последовательно проводят политику, направленную на усиление роли прикладных исследований как средства решения важнейших научно-технических, экономических и социальных задач.
Приоритетное развитие получили научные исследования, направленные на совершенствование системы образования всех уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышение квалификации научно-педагогических кадров.
Осуществляется поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг, выхода на внутренние и внешние рынки. В систему образования привлекаются дополнительные внебюджетные средства. Фундаментальные, ориентированно-фундаментальные и прикладные исследования органически сочетаются с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.
Созданы условия для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающие повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований.
В системе образования в последние годы идет активное формирование структур, соединяющих исследования и рынок нововведений в научно-технической сфере, способствующих интеграции образования, науки и производства. С участием университетов или в их структуре созданы 30 субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе 6 научных и технологических парков, 2 инновационных центра, 11 центров трансфера технологий по направлениям, 3 региональных отделения Республиканского центра трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских работ, 3 региональных центра маркетинга, центр поддержки предпринимательства, 2 центра международного сотрудничества. В рамках плана мероприятий Совета Министров в 2005 г. созданы научно-технологические парки на базе Полоцкого и Гродненского государственных университетов.
В период с 2001 по 2003 г. реализована межвузовская отраслевая научная программа «Инновация», соисполнителями которой выступили 14 вузов.
В сети Интернет работает информационно-аналитический портал, который способствовал продвижению на отечественный и международные рынки более чем 2 тыс. научно-технических разработок вузов.