Научные исследования в высших учебных заведениях.

Энциклопедия

 

Научно-исследовательская деятельность в высших учебных заведе­ниях направлена на обеспечение неразрывной связи между научными ис­следованиями и образовательным процессом с целью подготовки высоко­квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики, разра­ботку новых технологий и создание конкурентоспособной продукции.

Планомерное продвижение разработок на всех этапах инновацион­ного цикла (фундаментальные исследования – прикладные исследова­ния – научно-технические проекты – внедрение в производство – эко­номический эффект) обеспечивается за счет совершенствования систе­мы организации и планирования науки на основе программно-целевого подхода.

При проведении фундаментальных и прикладных научных исследо­ваний осуществляется целенаправленная работа по концентрации финан­совых и материальных ресурсов на выполнении государственных про­грамм фундаментальных (ГПФИ), ориентированных фундаментальных (ГПОФИ) и прикладных (ГППИ) исследований. Увеличивается удельный объем финансирования по государственным программам научных исследо­ваний в общем объеме финансирования из республиканского бюджета: в 2001 г. составлял 20%, в 2002 г. – 50%, в 2003 г. – 73%, в 2004 г. – 77%, в 2005 г. – 80%. В 2005 г. 40% всех заданий (872 из 1937 включенных в план) государственных программ фундаментальных и прикладных иссле­дований выполнялись с участием ученых подведомственных университе­тов; по 23 государственным программам из 49 вузы выступали в качестве головных исполнителей.

При выполнении вышеуказанных программ получены важные резуль­таты. Важнейшим достижением государственной программы фундамен­тальных исследований «Физика взаимодействий» является эксперимен­тальное обнаружение неизвестного ранее нового физического явления при взаимодействии тяжелого водорода с ядрами атомов. Проведенные исследования позволили создать принципиально новое направление в области высоких технологий. Разработаны принципы и создан первый в мире макет объемного лазера на свободных электронах для нагрева тер­моядерной плазмы, что позволило сделать важный шаг в решении проб­лемы энергетической безопасности страны. Работы в этом направлении позволят республике войти в число самых высокотехнологичных госу­дарств, решающих проблему создания термоядерной энергетики.

В результате выполнения программы «Строительство и архитектура» получен ряд принципиально новых результатов, многие из которых уже нашли практическое применение на предприятиях строительной отрас­ли: разработано 7 новых технологий, 2 из которых не имеют аналогов в стране и за рубежом, создано 6 новых материалов. Экономический эффект от внедрения разработок достиг 768,5 млн. руб.

Министерство образования и высшие учебные заведения последова­тельно проводят политику, направленную на усиление роли прикладных исследований как средства решения важнейших научно-технических, эко­номических и социальных задач.

Приоритетное развитие получили научные исследования, направлен­ные на совершенствование системы образования всех уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышение квалификации научно-пе­дагогических кадров.

Осуществляется поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг, выхода на внутренние и внешние рынки. В систему образования привлекаются дополнительные внебюджетные средства. Фундаментальные, ориентированно-фундамен­тальные и прикладные исследования органически сочетаются с конку­рентоспособными разработками коммерческого характера.

Созданы условия для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающие повышение инновационной активности в системе образования, коммер­циализацию результатов научных исследований.

В системе образования в последние годы идет активное формирова­ние структур, соединяющих исследования и рынок нововведений в науч­но-технической сфере, способствующих интеграции образования, науки и производства. С участием университетов или в их структуре созданы 30 субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе 6 научных и технологических парков, 2 инновационных центра, 11 центров трансфера технологий по направлениям, 3 региональных отделения Республикан­ского центра трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских работ, 3 региональных центра маркетинга, центр поддержки предпринимательства, 2 центра международного сотрудни­чества. В рамках плана мероприятий Совета Министров в 2005 г. созданы научно-технологические парки на базе Полоцкого и Гродненского госу­дарственных университетов.

В период с 2001 по 2003 г. реализована межвузовская отраслевая науч­ная программа «Инновация», соисполнителями которой выступили 14 вузов.

В сети Интернет работает информационно-аналитический портал, который способствовал продвижению на отечественный и международ­ные рынки более чем 2 тыс. научно-технических разработок вузов.