Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Энциклопедия

 

Система повышения квалификации и переподготовки кадров в Бе­ларуси к началу 1990-х годов насчитывала 136 учебных заведений, в которых ежегодно обучалось около 400 тыс. рабочих, специалистов и руководителей хозяйственного комплекса республики..

Повышение квалификации и переподготовку кадров осуществляют 326 учреждений образования (их подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Ежегодно в них обуча­ются свыше 600 тыс. человек.

В условиях переходной экономики быстрорастущей категорией работников являются специалисты с высшим и средним специальным образованием, это было вызвано усложнением общей системы хозяйственных связей, процессом информатизации, развитием наукоемких производств. В последние годы наметилась тенденция повышения спроса на образова­тельные услуги у молодежи и работающего населения. Особенно востре­бованными оказались специальности по отраслям нефтехимической, газодобывающей и перерабатывающей промышленности, МЧС, МВД куль­туры, спорта и туризма, образования, финансово-экономическому профи­лю, правоведению, менеджменту.

Обучение руководителей и специалистов в системе повышения ква­лификации и переподготовки кадров приобретает более гибкий и мобиль­ный характер. Оно осуществляется как на базе учреждений образования, так и непосредственно на производстве через различные формы, включая стажировку, консультирование и др.

В Беларуси созданы новые типы учебных заведений последиплом­ного образования, интегрирующие научную деятельность, методическое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров. Систе­ма повышения квалификации и переподготовки кадров республики от отраслевого принципа организации постепенно переходит к межотрас­левому и региональному.

Активную роль играют ведущие вузы Беларуси. На сегодняшний день в каждом вузе созданы институты и факультеты повышения квали­фикации кадров по профилю работы вуза.

Для успешного развития системы повышения квалификации и перепод­готовки в каждой отрасли определены головные институты повышения квалификации и переподготовки кадров, на которые возлагаются функ­ции научного, учебно-методического и организационного обеспечения.

Важным для республики является организация обучения безработного и незанятого населения. В Беларуси с учетом опыта других стран сформиро­вана сеть региональных служб занятости и организовано обучение безработ­ных на базе действующих учебных заведений и открытых специализиро­ванных учебных центров. В 2005 г. обучено свыше 26 тыс. безработных.

Практика показывает, что развитие системы повышения квалифика­ции и переподготовки кадров в условиях переходного для экономики и общества периода связано с решением организационных, профессио­нально-педагогических и других проблем, что влияет на качество обучения и организацию деятельности учебных заведений. Ряд проблем требуют системного решения: организация надлежащего уровня государствен­ного, общественного и методического обеспечения последипломного образования; обновление учебно-методической базы учебных заведений; внедрение новых технологий обучения; проведение сложных лаборатор­ных работ; практическая подготовка специалистов и др.

Недостаточны информация и прогнозирование перспектив развития производства, велика межотраслевая разобщенность.

Назрела необходимость в подготовке преподавательского корпуса для системы повышения квалификации и переподготовки кадров с уче­том ее специфики, в том числе с привлечением к преподавательской дея­тельности опытных, высокопрофессиональных практиков.

Для решения этих проблем ведется разработка комплекса мер, на­правленных на обновление экономических, правовых механизмов в дея­тельности системы последипломного образования, оптимизации системы управления этой сферой на основе координации взаимодействия всех заинтересованных и упреждающего реагирования на проблемы кадро­вого обеспечения.

В качестве основных задач выделены:

развитие нормативной правовой базы, обеспечивающей режим наи­большего благоприятствования в деятельности образовательных учрежде­ний этой сферы независимо от форм собственности и подчиненности;

создание системы изучения реального спроса на дополнительные образовательные услуги;

расширение масштабов системы образования взрослых, адекватное потребностям в повышении квалификации и переподготовке кадров в регионах, отраслях и республике в целом;

совершенствование учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения последипломного образования с учетом современных тенденций развития этой деятельности;

расширение масштабов международного сотрудничества. Первоочередной задачей является определение перспектив развития системы последипломного образования педагогических кадров, основная цель которой – обеспечение образовательной системы работниками высокого уровня профессиональной компетентности, готовых к продуктивной деятельности в условиях ее реформирования.

Реализация данной цели предполагает создание системы опережаю­щего обучения руководителей и специалистов образования, создание современной системы научно-методического и информационно-методи­ческого обеспечения педагогической деятельности.

Важным шагом в этом направлении стало проведение структурно-организационных и содержательных преобразований в системе после­дипломного образования педагогических работников. Более 50 лет по­вышение квалификации педагогов осуществлялось в институтах усовер­шенствования учителей в рамках предметно-профессиональной области каждого специалиста. Отсутствие кафедральной системы существенно отражалось на развитии базовых для институтов видов деятельности – учебной и методической, которые не имели должного научного сопро­вождения. Инновационные, экспериментальные процессы, составляющие основу развивающейся школы, не получали необходимой экспертной оценки и научно-методического обеспечения. С целью обеспечения опе­режающего развития институты усовершенствования учителей были ре­организованы в институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, а Республикан­ский институт усовершенствования учителей – в Академию последи­пломного образования, на которую возложены функции головной органи­зации последипломного педагогического образования. Кроме того, созданы структурные подразделения повышения квалификации и переподготов­ки кадров, в том числе педагогических, в высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведениях республики.

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров ведется на дневной, вечерней и заочной формах обучения, в основном за счет бюджетных средств. Ежегодная численность слушателей, проходя­щих обучение в указанных учебных заведениях последипломного обра­зования, – более 53 тысяч. Это самый высокий количественный пока­затель среди отраслевых подсистем повышения квалификации и пере­подготовки кадров по республике, в том числе по периодичности про­хождения обучения каждым работником.

Особое внимание в системе профессионально-технического образо­вания уделяется творчески работающему учителю, подготовке учителя-мастера, учителя-исследователя, а также педагогическим коллективам, ра­ботающим в режиме инновационной деятельности. Развиваются и со­вершенствуются региональные формы повышения квалификации.

Под руководством или при участии преподавателей и ученых системы последипломного образования на базе школ разного типа ведется опытная, экспериментальная работа. Возрождаются такие формы работы учебных заведений повышения квалификации и переподготовки, как создание опорных школ, школ-лабораторий.