Формирование здорового образа жизни.

Энциклопедия

 

 

Приоритетными направлениями орга­низации воспитательной работы в шестой школьный день стали органи­зация массовых: занятий учащихся физкультурой и спортом; экологи­ческое и трудовое воспитание школьников; активизация художественного и технического творчества; расширение деятельности детских и молодеж­ных объединений в образовательных учреждениях, развитие ученического самоуправления; расширение деятельности внешкольных учреждений по организации досуга учащихся, развитию их способностей.


Уделено внимание формированию здорового образа жизни и про­филактике вредных привычек среди учащейся молодежи, выполнению направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения государственных программ «Здоровье народа», «Профилак­тика ВИЧ-инфекции», «Формирование здорового образа жизни».


С 2004 г. осуществляется мониторинг распространенности курения среди студентов, результаты которого позволяют корректировать профилактическую работу в вузах. Результаты мониторинга 2005 г. ука­зывают на некоторое снижение распространенности курения среди уча­щейся молодежи (в среднем в 2,5 раза). Осуществлен ряд мероприятий в рамках Комплекса дополнительных практических мер, направленных на предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, пропаганду здо­рового образа жизни.


В 2004 г. функционировало 4,6 тыс. оздоровительных лагерей, в ко­торых прошли оздоровление 485 тыс. детей (в том числе в лагерях с круглосуточным пребыванием – 239,3 тыс. детей, в лагерях с дневным пребыванием – 245,7 тыс. детей. По итогам лета 2005 г. оздоровлено 486,2 тыс. детей (в том числе 239,7 тыс. – в 1 тыс. лагерей с круглосу­точным пребыванием, 246,5 тыс. – в 3,7 тыс. лагерей с дневным пребы­ванием). Всего функционировало 4,8 тыс. оздоровительных лагерей. Про­шли оздоровление в 2005 г. 1,7 тыс. детей-инвалидов (в 2004 г. – 1,3 тыс.), 14,8 тыс. детей-сирот.


Деятельность управлений и отделов образования местных исполни­тельных и распорядительных органов, учреждений образования была на­правлена на максимальный охват детей оздоровительными мероприятиями и общественно полезной деятельностью. С этой целью было обеспечено функционирование школьных стадионов, спортивных секций, клубов, кружков по интересам. Особое внимание уделено работе с несовершен­нолетними, находящимися в социально опасном положении. В 2005 г. свыше 2 тыс. несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, приняли участие в работе оборонно-спортивных лагерей, организуемых на базе воинских частей при содействии Министерства обороны.


Особую значимость имеет работа по сохранению и укреплению здоровья студентов. На диспансерном учете в 2005 г. только из числа первокурсников состояло 12,8 тыс. из 24 тыс. студентов. В системе обра­зования функционируют 16 студенческих санаториев-профилакториев. Ежегодно в них проходят оздоровление 10-13 тыс. студентов, что составляет более 60% от общего количества студентов, охваченных оздоровлением.


Организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, осуществляется в рамках вы­полнения Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подпрограммы «Дети Чернобыля» президентской программы «Дети Беларуси». За 2005 г. за счет средств республиканского бюджета прошли оздоровление и сана­торно-курортное лечение 154,8 тыс. детей этой категории, в том числе 17 тыс. детей дошкольного возраста (94% от плана на год). Около 20 тыс. детей из районов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, выехали на оздоров­ление за рубеж по линии международных гуманитарных программ.


В условиях радиационного риска организация рационального пита­ния детей является важнейшим фактором сохранения здоровья. Поэтому уделено внимание обеспечению учащихся учреждений образования, рас­положенных на территории радиоактивного загрязнения, бесплатным горячим питанием, совершенствованию нормативно-правовой базы орга­низации питания учащихся этой категории. На начало 2005/2006 учебно­го года бесплатным питанием было обеспечено более 175,3 тыс. учащихся общеобразовательных школ (в том числе 56,6 тыс. – в сельской мест­ности), 16,1 тыс. – учащихся ПТУ и техникумов. В целом охват бесплат­ным питанием обучающихся составляет 100% от общего числа подлежа­щих, более 98% обеспечиваются бесплатным горячим питанием, 2% обу­чающихся по состоянию здоровья на дому получают компенсацию сто­имости питания.


В рамках новых подходов к решению проблем сохранения здоровья детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, особое внимание уделяется формированию у них навыков безопасной жизне­деятельности и здорового образа жизни, воспитанию радиоэкологиче­ской культуры.


В последние годы работа по данному направлению заметно активи­зировалась. Учебным планом общеобразовательной школы предусмот­рено проведение с учащимися VII-IX классов занятий по радиационной безопасности и гражданской обороне. В общеобразовательных школах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, такие заня­тия проводятся во всех классах, начиная с начальных.


Система физического воспитания детей дошкольного возраста, уча­щихся и студентов как составная часть общеобразовательного процесса охватывает все ступени образования. В 2005 г. к регулярным физкуль­турным занятиям в учреждениях дошкольного образования привлечены 363,1 тыс. детей; в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, – 1133,7 тыс. (93,4%) учащихся; в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образова­ния, – 99,4 тыс. (90,6%) учащихся; в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, – 51,5 тыс. (87,3%) уча­щихся; в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образова­ния, – 130,1 тыс. (82,7%) студентов.