Здравоохранение в Республике Беларусь.
- 25.04.2013
- 3 861
Здравоохранением называют систему государственных медицинских, социально-экономических и общественных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения и каждого человека, на поддержание активной долголетней жизни граждан и обеспечение их медицинской помощью в случае утраты здоровья.
Государственная политика Республики Беларусь в области здравоохранения направлена на реализацию гарантированных Конституцией (статья 45) прав граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения, создание условий для доступного всем гражданам медицинского обслуживания.
Основные положения об охране здоровья народа закреплены законодательно в Конституции и в законах Республики Беларусь: «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и тканей человека», «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», «О Белорусском обществе Красного Креста». Кроме того, вопросы охраны здоровья населения регламентированы законами «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭО», «О государственной помощи семьям, воспитывающим детей», «О правах ребенка», «О демографической безопасности населения Республики Беларусь» и др.
Забота о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения, совершенствование системы здравоохранения – приоритеты государственной политики в нашей стране.
Действия государственных органов управления направлены на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта, отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.
В 1990-е годы произошло три почти совпадающих по времени события: экологическая катастрофа вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; политические преобразования, связанные с распадом самого крупного в мире союзного государства; экономическая перестройка вследствие перехода от социалистической экономики к рыночной. В результате Беларусь вместе с другими странами СНГ в начале 1990-х годов оказалась повержена не только в экономический, но и медико-демографический кризис, что вызвало ухудшение основных показателей здоровья населения и увеличение потребности в медицинской помощи. Ситуация приобрела черты системной катастрофы, непосредственно угрожающей национальной безопасности.
В сложных условиях становления белорусской государственности главными приоритетами государственной политики в области здравоохранения стали обеспечение стабильной деятельности всех лечебно-профилактических организаций, сохранение гарантированного Конституцией права на бесплатное и доступное медицинское обслуживание независимо от социального статуса и места проживания. Стала очевидной необходимость создания основ правовых отношений и в здравоохранении. Важным механизмом, который способствовал преодолению негативных тенденций в области охраны здоровья населения и формированию условий для оказания качественной медицинской помощи, стало принятие новой законодательной базы. Были приняты законы «О здравоохранении» (1993 г., 2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (1993 г., 2000 г.), «О трансплантации органов и тканей» (1997 г.) и многие другие законодательные и нормативные акты межведомственного характера, затрагивающие интересы граждан и части охраны их здоровья.