Здравоохранение в Республике Беларусь.

Энциклопедия

 

Здравоохранением называют систему государственных медицинских, со­циально-экономических и общественных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения и каждого человека, на поддержание активной долголетней жизни граждан и обеспечение их медицинской помощью в случае утраты здоровья.

Государственная политика Республики Беларусь в области здраво­охранения направлена на реализацию гарантированных Конституцией (статья 45) прав граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лече­ние в государственных организациях здравоохранения, создание условий для доступного всем гражданам медицинского обслуживания.

Основные положения об охране здоровья народа закреплены зако­нодательно в Конституции и в законах Республики Беларусь: «О здра­воохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О донорстве крови и ее компонентов», «О трансплантации органов и тканей человека», «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», «О Белорусском обществе Красного Креста». Кроме того, вопросы охраны здоровья населения регламентированы законами «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Черно­быльской АЭС», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радио­активному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭО», «О государственной помощи семьям, воспитывающим детей», «О правах ребенка», «О демографической безопасности населения Республики Бе­ларусь» и др.

Забота о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинско­го обслуживания населения, совершенствование системы здравоохране­ния – приоритеты государственной политики в нашей стране.

Действия государственных органов управления направлены на обес­печение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта, отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицин­ской помощи больным, предупреждение возникновения и распростране­ния болезней среди населения.

В 1990-е годы произошло три почти совпадающих по времени собы­тия: экологическая катастрофа вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; политические преобразования, связанные с распадом самого крупного в мире союзного государства; экономическая перестройка вследствие пере­хода от социалистической экономики к рыночной. В результате Бела­русь вместе с другими странами СНГ в начале 1990-х годов оказалась повержена не только в экономический, но и медико-демографический кризис, что вызвало ухудшение основных показателей здоровья населения и увеличение потребности в медицинской помощи. Ситуация приобрела черты системной катастрофы, непосредственно угрожающей националь­ной безопасности.

В сложных условиях становления белорусской государственности глав­ными приоритетами государственной политики в области здравоохранения стали обеспечение стабильной деятельности всех лечебно-профилакти­ческих организаций, сохранение гарантированного Конституцией права на бесплатное и доступное медицинское обслуживание независимо от социального статуса и места проживания. Стала очевидной необходи­мость создания основ правовых отношений и в здравоохранении. Важным механизмом, который способствовал преодолению негативных тенденций в области охраны здоровья населения и формированию условий для ока­зания качественной медицинской помощи, стало принятие новой зако­нодательной базы. Были приняты законы «О здравоохранении» (1993 г., 2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (1993 г., 2000 г.), «О трансплантации органов и тканей» (1997 г.) и многие другие законо­дательные и нормативные акты межведомственного характера, затраги­вающие интересы граждан и части охраны их здоровья.