Расходы на здравоохранение.
- 26.04.2013
- 4 549
Для систематизации и координации деятельности организаций здравоохранения в новых экономических условиях была разработана и принята новая редакция Закона «О здравоохранении» (1 января 2002 г.). В ней нашли дальнейшее развитие положения, выработанные мировым сообществом и отраженные во Всемирной декларации по здравоохранению и стратегии Всемирной организации здравоохранения по достижению здоровья для всех в XXI в.
Особое внимание в законе уделено обозначению принципов государственной политики в области охраны здоровья населения: доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения; приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей; профилактическая направленность здравоохранения; экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения и др. Значительная часть закона посвящена вопросам конкретных видов медицинской помощи гражданам.
В целях охраны здоровья населения закон «О здравоохранении» обязывает органы здравоохранения осуществлять специальные меры профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, венерические заболевания, заболевания СПИДом). Также гарантируется правовая защита материнства и детства (медицинское наблюдение за состоянием здоровья женщин в период беременности, медицинская помощь при родах матери и новорожденному).
В законе «О здравоохранении» (статья 18) закреплено, что финансирование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя. Процесс совершенствования законодательной базы в здравоохранении продолжается.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь подготовлена новая редакция закона Республики Беларусь «О здравоохранении», а также проект нового закона «О здоровье народа».
Важное идеологическое и социальное значение имеет тот факт, что подавляющая часть расходов (около 90%) на медицинское обслуживание покрывается за счет консолидированного бюджета. При действенной помощи правительства удалось добиться стабильного финансирования отрасли.
Удельный вес расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте относительно стабилен: в 2001 г. он составлял 4,4%, в 2002 г. – 4,2%, в 2003 г. – 4,8%, в 2004 г. – 4,4% и 2005 г. – 4,5% от ВВП. В 2004 г. по консолидированному бюджету этот объем составил 2,3 трлн. руб., что в 3 раза больше, чем в 2001 г. При учете расходов в долларах за 2001-2005 гг. они увеличились в 2,4 раза, а в расчете на одного жителя возросли с 52,7 до 128,5 доллара.
Для увеличения расходов на развитие отрасли главой государства и правительством была поставлена задача увеличения объема внебюджетного финансирования. Были приняты меры по стимулированию внебюджетной деятельности и развитию платных медицинских услуг. В целях упорядочения оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения в 2001 г. Советом Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения. Доходы от внебюджетной деятельности в 2002 г. составили 116,6 млрд. руб., в том числе от реализации платных услуг 52,9 млрд. руб., что к общему объему финансирования составляет 11,1% и 5,3%, или на 10,2% больше, чем в 2001 г. В 2003 г. уровень внебюджетных средств к общему объему бюджетного финансирования увеличился и составил 11,5%, объем реализации платных услуг составил 81,1 млрд. руб., или 5,8% в общем объеме финансирования отрасли.
Оказание платных медицинских услуг осуществляется в основном бюджетными организациями системы Министерства здравоохранения, целью которых является оказание медицинской помощи населению бесплатно по социальным государственным гарантиям, определенным законодательством. С целью максимального разъединения потока больных, которым оказываются бесплатные и платные услуги, принято постановление правительства о проведении в течение 2005-2007 гг. эксперимента по оказанию платных медицинских услуг унитарными предприятиями (на основе хозрасчета и самоокупаемости).
В плане реализации задач, поставленных Президентом Республики Беларусь при подписании Решения республиканского референдума 17 октября 2004 г., по распоряжению Министерства здравоохранения было приостановлено оказание государственными организациями платных медицинских услуг на этапе амбулаторно-поликлинической помощи в сельской местности.
Развитие системы здравоохранения в рамках суверенного государства показало, что охрану здоровья населения нельзя отнести к числу мер второстепенных, которые можно отложить на будущее. Поэтому правительством был сделан интегрированный подход к решению проблем охраны здоровья населения, государственного управления всем комплексом причин, определяющим состояние его здоровья, приоритетности развития отрасли на основе приоритетного финансирования.
Совершенствование законодательной базы и реформирование системы здравоохранения по улучшению механизма хозяйствования и других преобразований позволило конкретизировать дальнейшую стратегию развития отрасли и определить основы новой медико-экономической модели функционирования здравоохранения.
Для реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи был принят закон «О государственных минимальных социальных стандартах» (28 ноября 1999 г.), в котором указано, что государственный минимальный социальный стандарт – это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.
Закон обеспечивает гарантированный уровень медицинской помощи населению, ниже которого не должны быть показателя се объема и качества. Законом определено, что в качестве государственных социальных стандартов в области здравоохранения государство устанавливает нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя; а также нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного и кадрового обеспечения в государственных организациях здравоохранения различных типов и видов; нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственны мя препаратами, предметами медицинского обеспечения; формирует перечень услуг по оказанию медицинской помощи амбулаторно-поликлинической и в условиях стационара.
В связи с этим изменилась и система планирования работы территориальных организаций здравоохранения. Основой их деятельности стали территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на основе государственных минимальных социальных стандартов. Были приняты постановления Совета Министров от 18 июля 2002 г. № 963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения», от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики».