Расходы на здравоохранение.

Энциклопедия

 

Для систематизации и координации деятельности организаций здра­воохранения в новых экономических условиях была разработана и при­нята новая редакция Закона «О здравоохранении» (1 января 2002 г.). В ней нашли дальнейшее развитие положения, выработанные мировым со­обществом и отраженные во Всемирной декларации по здравоохранению и стратегии Всемирной организации здравоохранения по достижению здоровья для всех в XXI в.

Особое внимание в законе уделено обозначению принципов госу­дарственной политики в области охраны здоровья населения: доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения; приоритетное ме­дицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей; профилактическая направленность здравоохранения; экономическая за­интересованность юридических и физических лиц в охране здоровья на­селения и др. Значительная часть закона посвящена вопросам конкрет­ных видов медицинской помощи гражданам.

В целях охраны здоровья населения закон «О здравоохранении» обя­зывает органы здравоохранения осуществлять специальные меры профи­лактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окру­жающих (туберкулез, венерические заболевания, заболевания СПИДом). Также гарантируется правовая защита материнства и детства (медицин­ское наблюдение за состоянием здоровья женщин в период беремен­ности, медицинская помощь при родах матери и новорожденному).

В законе «О здравоохранении» (статья 18) закреплено, что финанси­рование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя. Процесс совер­шенствования законодательной базы в здравоохранении продолжается.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь подготовле­на новая редакция закона Республики Беларусь «О здравоохранении», а также проект нового закона «О здоровье народа».

Важное идеологическое и социальное значение имеет тот факт, что подавляющая часть расходов (около 90%) на медицинское обслуживание покрывается за счет консолидированного бюджета. При действенной помо­щи правительства удалось добиться стабильного финансирования отрасли.

Удельный вес расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте относительно стабилен: в 2001 г. он составлял 4,4%, в 2002 г. – 4,2%, в 2003 г. – 4,8%, в 2004 г. – 4,4% и 2005 г. – 4,5% от ВВП. В 2004 г. по консолидированному бюджету этот объем составил 2,3 трлн. руб., что в 3 раза больше, чем в 2001 г. При учете расходов в долларах за 2001-2005 гг. они увеличились в 2,4 раза, а в расчете на одного жителя возросли с 52,7 до 128,5 доллара.

Для увеличения расходов на развитие отрасли главой государства и правительством была поставлена задача увеличения объема внебюджет­ного финансирования. Были приняты меры по стимулированию внебюд­жетной деятельности и развитию платных медицинских услуг. В целях упорядочения оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения в 2001 г. Советом Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о порядке оказания платных ме­дицинских услуг в государственных организациях здравоохранения. До­ходы от внебюджетной деятельности в 2002 г. составили 116,6 млрд. руб., в том числе от реализации платных услуг 52,9 млрд. руб., что к общему объему финансирования составляет 11,1% и 5,3%, или на 10,2% больше, чем в 2001 г. В 2003 г. уровень внебюджетных средств к общему объему бюджетного финансирования увеличился и составил 11,5%, объем реа­лизации платных услуг составил 81,1 млрд. руб., или 5,8% в общем объеме финансирования отрасли.

Оказание платных медицинских услуг осуществляется в основном бюд­жетными организациями системы Министерства здравоохранения, целью которых является оказание медицинской помощи населению бесплатно по социальным государственным гарантиям, определенным законодатель­ством. С целью максимального разъединения потока больных, которым оказываются бесплатные и платные услуги, принято постановление пра­вительства о проведении в течение 2005-2007 гг. эксперимента по ока­занию платных медицинских услуг унитарными предприятиями (на осно­ве хозрасчета и самоокупаемости).

В плане реализации задач, поставленных Президентом Республики Беларусь при подписании Решения республиканского референдума 17 ок­тября 2004 г., по распоряжению Министерства здравоохранения было приостановлено оказание государственными организациями платных ме­дицинских услуг на этапе амбулаторно-поликлинической помощи в сель­ской местности.

Развитие системы здравоохранения в рамках суверенного государства показало, что охрану здоровья населения нельзя отнести к числу мер вто­ростепенных, которые можно отложить на будущее. Поэтому правитель­ством был сделан интегрированный подход к решению проблем охраны здоровья населения, государственного управления всем комплексом при­чин, определяющим состояние его здоровья, приоритетности развития отрасли на основе приоритетного финансирования.

Совершенствование законодательной базы и реформирование систе­мы здравоохранения по улучшению механизма хозяйствования и других преобразований позволило конкретизировать дальнейшую стратегию раз­вития отрасли и определить основы новой медико-экономической моде­ли функционирования здравоохранения.

Для реализации конституционных прав граждан на получение бес­платной медицинской помощи был принят закон «О государственных минимальных социальных стандартах» (28 ноября 1999 г.), в котором ука­зано, что государственный минимальный социальный стандарт – это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.

Закон обеспечивает гарантированный уровень медицинской помо­щи населению, ниже которого не должны быть показателя се объема и качества. Законом определено, что в качестве государственных социальных стандартов в области здравоохранения государство устанавливает нормативы бюджетного финансирования расходов на здра­воохранение в расчете на одного жителя; а также нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного и кадрового обеспечения в государственных организациях здравоохранения различных типов и ви­дов; нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственны мя препа­ратами, предметами медицинского обеспечения; формирует перечень услуг по оказанию медицинской помощи амбулаторно-поликлинической и в условиях стационара.

В связи с этим изменилась и система планирования работы терри­ториальных организаций здравоохранения. Основой их деятельности стали территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на основе государственных минималь­ных социальных стандартов. Были приняты постановления Совета Ми­нистров от 18 июля 2002 г. № 963 «О государственных минимальных со­циальных стандартах в области здравоохранения», от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по об­служиванию населения республики».