Концепция развития здравоохранения.
- 26.04.2013
- 4 232
Медико-экономическая модель здравоохранения впервые отражена в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 гг., одобренной постановлением Совета Министров от 8 октября 2003 г. № 127. В соответствии с ней основными направлениями совершенствования управления отраслью и повышения эффективности ее деятельности на период до 2007 г. являются:
планирование финансовых ресурсов расходов на здравоохранение на одного жителя по нормативам бюджетной обеспеченности и себестоимости медицинских услуг;
комплексная реструктуризация медицинской помощи и концентрация материально-финансовых средств на наиболее эффективных направлениях деятельности;
разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
совершенствование методов экономического управления, анализа, стимулирования результатов труда по конечному результату и другие экономические механизмы;
развитие профилактических и информационных технологий;
снижение заболеваемости социально значимых патологий.
В процессе внедрения нового экономического механизма в практическое здравоохранение в республике впервые задействованы такие экономические понятия, как медицина доказательств и фармоэкономика. Их применение стимулировало разработку и внедрение стандартов медицинской деятельности, организацию многоуровневой медицинской помощи.
Формирование программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью привело к единому пониманию планирования объемов медицинской помощи и финансированию расходов на нее, способствовало привлечению государственных, исполнительных, законодательных и правоохранительных органов к реализации данной программы в стране. Результатом реализации программы стало внедрение в республике системы социальных гарантий оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета. Следует отметить, что эта новая идея нигде в мире не реализована в полной мере.
С 2003 г. планирование финансовых средств осуществляется по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в год, включенных в Закон Республики Беларусь «О бюджете» в 2002 г. – 112,9 тыс. руб., в 2003 г. – 179,2 тыс. руб., в 2004 г. – 213,6 тыс. руб., в 2005 г. – 285,0 тыс. руб. Введение норматива расходов финансовых средств обеспечивает необходимые условия для создания противозатратного механизма в системе здравоохранения; снижения и ликвидации структурных диспропорций в распределении основных ресурсов; внедрения принципов экономической самостоятельности организаций здравоохранения и комплексной реструктуризации медицинской помощи; повышения уровня управления отраслью.
В 2004 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 235 государственные социальные стандарты по медицинскому обслуживанию населения были пересмотрены в связи с необходимостью реструктуризации всех видов медицинской помощи и соответственно составили:
норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя — 213589 руб. (2004 г.);
норматив обеспеченности врачами первичного звена (врачами общей практики, участковыми врачами, терапевтами и педиатрами) – 1 врач на 1,3 тыс. жителей;
норматив обеспеченности койками – 9 коек на 1 тыс. жителей;
норматив обеспеченности аптеками – 1 аптека на 8000 жителей;
норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (фельдшерскими, врачебными и специализированными суммарно – 1 бригада на 12,5 тыс. жителей).
Для юридического обоснования реформ в области здравоохранения в Беларуси была подготовлена и переработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность системы здравоохранения.
Реализуются государственные программы:
Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 гг.;
Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007 гг.;
Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.; Государственная программа «Сахарный диабет» на 2004-2008 гг.;
«О внесении изменений и дополнений в Государственную программу укрепления материально-технической базы организаций здравоохранения республики на 2000-2002 гг. и на период до 2005 г.»;
Программа развития первичной медико-санитарной помощи Республики Беларусь на 2003-2007 гг. и др.
В целевых программах указывается конечный результат, который направлен на стабилизацию ситуации со здоровьем населения, предусматриваются направления деятельности органов государственного управления и использования финансовых ресурсов по улучшению демографической ситуации, охране материнства и детства, оздоровлению детей, осуществлению мониторинга и борьбы с социально значимыми заболеваниями, повышению эффективности и качества лечения, разработке и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и профилактики болезней, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и ведет к снижению продолжительности жизни.
Правительство республики, выполняя поручение главы государства, постоянно работает над комплексной проблемой охраны здоровья населения на межведомственном уровне, над разработкой и реализацией программных документов, законодательных и нормативных актов, регламентирующих различные направления деятельности по укреплению здоровья населения. Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 г.
Учитывая, что здоровье человека наполовину обусловлено образом жизни, в целях координации и регламентации деятельности в данной области органов управления всех уровней и определения ответственности граждан за свое здоровье были приняты Государственная программа «Здоровье народа» на 1999-2005 гг. (от 23 марта 1999 г. № 393); Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002-2006 гг. (26 октября 2001 г. № 1553).