Техническое обеспечение здравоохранения.
- 26.04.2013
- 2 116
Реализацию государственной политики по техническому обеспечению здравоохранения осуществляет Республиканское специализированное производственно-торговое предприятие «Белмедтехника», которое проводит:
определение потребности организаций системы Минздрава и других медицинских организаций республики в изделиях медицинской техники, в запасных частях и расходных материалах к ним на базе современных информационных технологий;
обеспечение организаций здравоохранения вышеуказанными изделиями и организацию их продажи через оптово-розничные дочерние предприятия, в том числе на условиях лизинга и консигнации;
организацию монтажа, технического обслуживания и ремонта медицинской техники, включая гарантийный ремонт;
оказание технической помощи организациям здравоохранения в освоении и использовании медицинской техники, а также контроль за ее правильной эксплуатацией.
На предприятии имеется информационная база данных о наличии медицинской техники и изделий медицинского назначения отечественного и импортного производства.
Ведется работа по реализации ряда межправительственных договоренностей о взаимных поставках медицинской техники.
Развитие в республике техники и телекоммуникаций открыло возможности создания информационных медицинских технологий, систем мониторинга, основанных на принципах новых представлений и подходов.
В настоящее время созданы и внедряются в практическое здравоохранение автоматизированные информационные системы (АИС), такие как «Врач общей практики», «Многопрофильная больница», «Иммунопрофилактика», «Профосмотры» и др.
С целью автоматизации статистического учета и контроля диспансеризации отдельных контингентов больных создаются базы данных таких пациентов – регистры. В настоящее время поддерживается функционирование «Белорусского государственного канцер-регистра» (учет больных онкологическими заболеваниями) и «Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Перспективными являются разработка и внедрение регистра «Здоровье народа».
Большое внимание в последние годы уделяется созданию информационных медицинских технологий: подключению организаций здравоохранения к каналам связи, сети Интернет и средствам электронной почты, созданию локальных вычислительных сетей. С апреля 2004 г. функционирует интернет-сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь (www.minzdrav.by), содержащий разделы новостей, нормативно-правовую, статистическую и другую информацию, необходимую работникам здравоохранения и населению республики.
Дальнейшая модернизация здравоохранения возможна только на основе компьютерных информационных технологий. С этой целью планируется внедрение электронных медицинских карт ведения больных в амбулаторных и стационарных условиях, а также электронного документооборота, совершенствование системы статистической отчетности, широкое использование в образовательных и информационных целях интернет-ресурсов, подготовка квалифицированных специалистов по медицинской информатике. Перспективным направлением является развитие телемедицины.
Министерством здравоохранения и подведомственными учреждениями ведется издательская деятельность. Ежегодно издаются официальный статистический сборник «Здравоохранение в Республике Беларусь», сборники «Злокачественные новообразования в Беларуси», «Достижения медицинской науки Беларуси», «Современные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний» и др. Регулярно издаются бюллетени «Вопросы организации и информатизации» (4 раза в год) и «Медико-биологические аспекты аварии на Чернобыльской АЭС» (2 раза в год), научно-практические медицинские журналы, такие как «Здравоохранение» (ежемесячно), журналы (вестники) медицинских университетов, а также сборники научных трудов.
Кадровая политика. Одним из факторов, определяющих эффективность функционирования системы здравоохранения и влияющих на уровень здоровья населения, является обеспеченность высококвалифицированными медицинскими кадрами. В 2004 г. в Республике Беларусь работали 45,3 тыс. врачей (с учетом всех ведомств), что на 14,4% больше, чем в 1990 г. С 1995 г. также отмечается рост обеспеченности населения страны медицинскими кадрами, в 2004 г. она составляла 46,2 врача на 10 тыс. населения (всех врачей), 119,7 среднего медицинского персонала и возросла на 10,0% и 3,6% соответственно.
Укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом в медицинских организациях системы Министерства здравоохранения в целом по Беларуси в 2004 г. составила соответственно 94,5% и 98,0% (в 2003 г. – 94,4% и 97,9%). PP*
Общая численность среднего медицинского персонала в последние годы несколько сократилась. Рост числа врачей опережает рост количества средних медицинских работников. Их соотношение в организациях системы Министерства здравоохранения в 2004 г. было 2,7 (1990 г. – 2,8). Его нельзя считать оптимальным, так как необходимо соотношение 1:4.
С начала 1990-х годов отмечается дефицит персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь. Прирост врачей происходит в стационарном и специализированном поликлиническом секторах, в результате чего в Беларуси отмечается избыток врачей-специалистов по сравнению с участковыми врачами, в 2004 г. удельный вес терапевтов и педиатров составил около 34% числа врачей всех специальностей. В республике наблюдается чрезмерная концентрация медицинских работников в крупных
городах и недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами сельского населения. В связи с этим в 2005 г. внедрена автоматизированная информационная система по учету и контролю распределения молодых специалистов.
Большое внимание уделяется в республике стимулированию труда медицинских работников. В целях материального стимулирования врачей государственных организаций здравоохранения, имеющих высшую категорию, осуществляющих высокотехничные и сложные вмешательства, а также интенсивную терапию больных,
указом Президента Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. № 619 с декабря 2005 г. было установлено повышение тарифных окладов врачам в зависимости от имеющейся квалификационной категории.
Произошли позитивные сдвиги в совершенствовании структуры кадровой обеспеченности системы здравоохранения в сельской местности. Важным моментом является закрепление медицинских кадров на селе. Этому способствуют целевой набор студентов в вузы, предоставление специалистам благоустроенного жилья, выплаты единовременных пособий работникам. Недостаточно укомплектованные специалистами сельские участковые больницы преобразовываются в больницы сестринского ухода (количество последних с 2000 по 2004 г. увеличилось с 2 до 47), часть фельдшерско-акушерских пунктов – во врачебные амбулатории, в результате чего фельдшерская помощь заменяется более квалифицированной врачебной медицинской помощью.