Международное сотрудничество в здравоохранении.

Энциклопедия

 

Деятельность Министерства здравоохранения Беларуси в области внешних связей на­правлена на улучшение здоровья населения, повышение уровня оказания медицинской помощи путем внедрения передового международного опыта в практику здравоохранения республики, привлечения средств из-за рубежа для осуществления медицинских проектов в тесном взаимо­действии с Министерством иностранных дел.

В сотрудничестве с Российской Федерацией основное внимание уде­ляется вопросам обеспечения равных прав граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи. 24 января 2006 г. подписано Соглаше­ние между Правительством Республики Беларусь и Правительством Рос­сийской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражда­нам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в организациях здраво­охранения Республики Беларусь.

Проблемные вопросы сферы здравоохранения стран СНГ успешно решаются в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств.

Большое внимание уделяется сотрудничеству с авторитетными меж­дународными организациями, такими как ООН и специализированные агентства, входящие в ее структуру.

Основной акцент сделан на сотрудничество с Всемирной организа­цией здравоохранения (ВОЗ). Конкретная деятельность осуществляется на основе двухгодичных планов сотрудничества с Европейским бюро ВОЗ. Активно и плодотворно ведется работа по осуществлению совместных проектов в области реформирования здравоохранения (первичная медико-санитарная помощь, финансирование), окружающей среды и здоровья, борьбы с туберкулезом. В план сотрудничества с Европейским бюро ВОЗ на 2006-2007 гг. внесены следующие приоритетные направления: совер­шенствование первичной медико-санитарной помощи; репродуктивное здоровье; совершенствование политики в области лекарственных средств; профилактика и борьба с неинфекционными заболеваниями; совершен­ствование системы обеспечения безопасности крови и ее продуктов; со­вершенствование системы борьбы с заболеваниями, предотвращаемыми при помощи иммунизации.

С Фондом народонаселения ООН (ЮНФПА) успешно проводится проект «Расширение доступа молодежи к услугам и информации в области репродуктивного здоровья». В настоящее время Центры здоровья моло­дежи уже начали функционировать в Могилеве и Солигорске. Готовятся к открытию Центры здоровья молодежи в Гродно, Гомеле и Витебске.

В рамках Программы технического сотрудничества Международного агентства по атомной энергии на 2005-2006 гг. реализуется проект «Со­здание системы гарантии качества (контроля качества) для рентгеновских компьютерных томографов в Республике Беларусь».

Совместно с управлением по наркотикам и преступности ООН осу­ществляется проект «Развитие и укрепление служб и организаций, зани­мающихся профилактикой СПИД и лечением наркомании среди потре­бителей наркотиков в Беларуси, Молдове, России и Украине».

По грату Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкуле­зом и малярией реализуется проект «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь».

Разработана страновая программа Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) для Беларуси на 2006-2010 гг. На основе этой программы разрабатывается план действий в рамках страновой программы между Правительством Рес­публики Беларусь и Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) на 2006-2010 гг.

В полном соответствии с программой реализации продолжаются рабо­ты в рамках белорусско-американского проекта по изучению рака и других заболеваний щитовидной железы у населения Беларуси, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основные тенденции здоровья населения. Здоровье человека и фор­мирование в итоге здоровья населения зависит от многих факторов: образа жизни, генетической предрасположенности, состояния окружающей среды, медицинской активности населения, состояния медицинского об­служивания и многого другого.

Медико-демографические процессы в Беларуси, происходившие в 1990-х годах, можно охарактеризовать как негативные. Следует отметить снижение процессов воспроизводства населения, вызванное снижением рождаемости и ростом смертности. Современный уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения: суммарный коэф­фициент рождаемости составляет 1,2 ребенка на женщину, при необхо­димом для простого воспроизводства населения – 2,15. В 1998-2004 гг. уровень рождаемости в стране не поднимался выше 9,4 на 1000 населе­ния (2004 г. – 9,1).

Наряду с убылью населения деформируется и его половозрастная структура. Следует отметить, что темп снижения численности детского населения в несколько раз выше, чем населения в целом: с 1990 г. число детей уменьшилось более чем на 755 тыс. С 1970 по 2004 г. доля детей в структуре населения уменьшилась с 28,9% до 15,6%. Удельный вес лиц старше 60 лет увеличился до 18,4%, в том числе 29,1% в сельской мест­ности и 14,3% в городских поселениях. Население Беларуси стареет, как и в других странах Европы. Наиболее остро эта проблема проявилась на селе.

Серьезной демографической проблемой стал рост смертности. В 1991 г. смертность составляла 11,2 на 1000 населения, в 2004 г. – 14,3. За 14 по­следних лет смертность мужчин выросла с 11,2 до 16,1, женщин – с 10,3 до 12,6 на 1000 населения.

Интегральной оценкой общественного здоровья населения служит показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рожде­нии (ОППЖР). В 1998 г., по оценкам экспертов ВОЗ, в развитых странах продолжительность жизни достигла 80 лет, а в наименее развитых стра­нах составляла 40-45 лет. В 1999 г. в России ОППЖР для мужчин – 60 лет, для женщин – 72 года, в 1998 г. в Украине – соответственно 66 и 73,7; в Казахстане – 59 и 70,2; в Польше – 68,9 и 77,3; в Японии – 77 и 84 года.

Наиболее высокий уровень ОППЖР в Беларуси регистрировался в 1964-1969 гг. – 72,9 года. В 1990-е годы происходило снижение этого показателя, и в 1999 г. он составил 67,9 года. При этом ОППЖР для жен­щин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 73,9 года, а для мужчин – с 68,9 (1964-1965 гг.) до 62,2 года.

В 2004 г. ОППЖР составила 69,0 года, для мужчин – 63,2 года, для женщин – 75,0 года. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении выше для городских жителей, чем для сельских. В 2004 г. этот показатель составил соответственно 70,6 и 65,0 года. Следует отметить, что если в 1961 г. разница показателей ОППЖР для мужчин и женщин составляла 7,3 года, в 1990 г. – 9,3 года, то в 2004 г. – 11,8 года.

В течение 1990-2005 гг. в Беларуси регистрировался рост показа­телей заболеваемости и смертности населения по основным классам бо­лезней и многим нозологическим формам болезней.

Следует отметить рост неинфекционной хронической патологии (сердечно-сосудистой, онкологической и др.) и высокий уровень травма­тизма. Среди населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыль­ской АЭС, увеличивается заболеваемость по всем классам болезней. С 1991 по 2001 г. первичная заболеваемость населения Беларуси выросла на 11,8%, а общая заболеваемость на 22%. Соотношение общей и пер­вичной заболеваемости увеличилось с 1,58 до 1,72.

С 1994 по 2004 г. рост первичной заболеваемости произошел по следующим классам болезней: системы кровообращения (на 67,6%); но­вообразования (на 54,7%); врожденные аномалии (на 27,2%). В социаль­ном плане наиболее значимые болезни системы кровообращения, они занимают первое место среди причин смертности (54,8%). Новообразо­вания являются второй по значимости причиной смертности (13,4%). В 1990-х годах абсолютное число впервые выявленных злокачественных новообразований увеличилось на 10 тыс.

Травматизм является не только медицинской, но и важной социаль­ной проблемой. Он занимает второе место в структуре первичной заболе­ваемости (14%) и третье среди причин смертности (11%). С 1994 по 2004 г. уровень травматизма увеличился на 6,6%, смертность снизилась на 0,2% по сравнению с 2003 г. Особо остро эти проблемы проявляются на селе.

Несмотря на успехи в борьбе с инфекционными болезнями, заболева­емость многими из них остается пока высокой. Особое внимание уделяет­ся социально обусловленным инфекциям, в первую очередь туберкулезу. В Беларуси до 1998 г. отмечался рост первичной заболеваемости актив­ными формами туберкулеза, к 2003 г. уровень ее снизился. Однако велика смертность от запущенных клинических форм туберкулеза.

Отмеченные изменения в здоровье населения не могли не стать предметом внимания Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2002 г. утвержден закон «О демографической безопасности Республики Беларусь», на основании которого подготовлен проект Национальной про­граммы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.