Правовое регулирование жилищной сферы.

Энциклопедия

 

Жилищная сфера – область деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в жилье и услугах жилищно-коммунального хозяйства; включает правовые экономические, социальные, организационные структуры, осуществляю­щие строительство и реконструкцию жилищного фонда, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.

Степень удовлетворения потребности населения в жилье – одна из важнейших характеристик уровня жизни населения. По мере развития общества расширяются функции жилища. Сегодня жилище – место ве­дения домашнего хозяйства, общения, отдыха, воспитания детей, а также учебы и работы. Это предъявляет особые требования к качеству, состоя­нию, благоустройству жилища.

Жилищный фонд является ядром социальной инфраструктуры, ма­териальным базисом воспроизводства населения, трудовых ресурсов. Жи­лищные условия граждан составляют основу жизнедеятельности, быта и потребностей семей.

Основной, долговременной целью жилищной политики является создание долговечного, комфортного, экономичного в содержании и об­служивании жилищного фонда, призванного удовлетворять жилищные потребности настоящего и будущих поколений граждан страны, и обеспе­чение доступности жилья для всех групп и слоев населения. Реализация поставленной цели на различных временных этапах и преломление ее в конкретных условиях общей экономической ситуации в стране, а также в системе складывающихся экономических и жилищных отношений, предопре­деляют направления, приоритеты и характер развития жилищной сферы.

Жилищная система, функционировавшая в нашей стране в доре­форменный период, характеризовалась жестким регулированием всех жилищных отношений: преобладанием государственной собственности на жилье в городах; финансированием жилищного строительства преиму­щественно за счет государственных средств; бесплатным, в порядке очеред­ности, распределением жилья; государственным монополизмом в управ­лении жилищной сферой; низкими фиксированными тарифами на жи­лищно-коммунальные услуги.

Переход к рыночным методам функционирования жилищной сферы предопределил принципиально новый подход к решению жилищной проблемы. Преобразования были направлены на реформирование прав собственности на жилье и создание инфраструктуры рынка жилья, изме­нение системы финансирования и организации жилищного строитель­ства, реформирование экономических отношений и системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве при условии обеспечения социаль­ных гарантий в реализации жилищных прав для малообеспеченных групп населения.

Реформирование жилищной сферы потребовало адекватного нор­мативно-правового обеспечения процессов регулирования, что достигает­ся совершенствованием и развитием жилищного законодательства, на­правленного на решение возникающих при этом проблем с соблюде­нием принципов развития социально ориентированной экономики, зако­нодательных норм, с учетом сложившихся и прогнозируемых тенденций развития.

Одной из важнейших функций государства в переходный период является формирование законодательной базы, призванной создать необ­ходимые правовые нормы и установить способы функционирования жилищной сферы в новых экономических условиях: обеспечение сво­боды выбора граждан в реализации своих жилищных прав; обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилья; правовую защиту жилищных прав и интересов граждан. За период реформиро­вания жилищной сферы было принято более 100 нормативно-правовых актов различного уровня, что свидетельствует о многогранности и слож­ности процессов, возникающих при реформировании жилищной сферы и функционировании ее в новых условиях.

Конституция Республики Беларусь (статья 48) гарантирует гражданам право на жилище, которое обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Нуждающимся в социальной защите жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной стоимости в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Гражданам предоставлена возможность самостоятельно выбирать форму улучшения своих жилищных условий. Она может осуществляться посредством строительства нового жилья, реконструкции и ремонта су­ществующих жилых зданий или их покупки. Физические и юридические лица вправе также самостоятельно определять способы строительства и финансирования приобретения жилья в собственность, а также управ­ления жилищной недвижимостью.

Подход к решению жилищной проблемы начал меняться в начале 1990-х годов, когда стали создаваться основы законодательной и норма­тивной базы, направленные на реформирование жилищного сектора эко­номики. В 1992 г. введен в действие Закон Республики Беларусь «О при­ватизации жилищного фонда Республики Беларусь». Закон определил экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации

государственного и общественного жилищного фонда. Он был направ­лен на создание условий для реализации права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.

Приватизация жилищного фонда расширила круг собственников жилья, обеспечила возможность формирования вторичного рынка жилья, спо­собствовала решению жилищной проблемы за счет его свободной купли-продажи и послужила важнейшим фактором введения в гражданский оборот жилья как товара.