Правовое регулирование жилищной сферы.
- 26.04.2013
- 4 340
Жилищная сфера – область деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребности населения в жилье и услугах жилищно-коммунального хозяйства; включает правовые экономические, социальные, организационные структуры, осуществляющие строительство и реконструкцию жилищного фонда, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.
Степень удовлетворения потребности населения в жилье – одна из важнейших характеристик уровня жизни населения. По мере развития общества расширяются функции жилища. Сегодня жилище – место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, воспитания детей, а также учебы и работы. Это предъявляет особые требования к качеству, состоянию, благоустройству жилища.
Жилищный фонд является ядром социальной инфраструктуры, материальным базисом воспроизводства населения, трудовых ресурсов. Жилищные условия граждан составляют основу жизнедеятельности, быта и потребностей семей.
Основной, долговременной целью жилищной политики является создание долговечного, комфортного, экономичного в содержании и обслуживании жилищного фонда, призванного удовлетворять жилищные потребности настоящего и будущих поколений граждан страны, и обеспечение доступности жилья для всех групп и слоев населения. Реализация поставленной цели на различных временных этапах и преломление ее в конкретных условиях общей экономической ситуации в стране, а также в системе складывающихся экономических и жилищных отношений, предопределяют направления, приоритеты и характер развития жилищной сферы.
Жилищная система, функционировавшая в нашей стране в дореформенный период, характеризовалась жестким регулированием всех жилищных отношений: преобладанием государственной собственности на жилье в городах; финансированием жилищного строительства преимущественно за счет государственных средств; бесплатным, в порядке очередности, распределением жилья; государственным монополизмом в управлении жилищной сферой; низкими фиксированными тарифами на жилищно-коммунальные услуги.
Переход к рыночным методам функционирования жилищной сферы предопределил принципиально новый подход к решению жилищной проблемы. Преобразования были направлены на реформирование прав собственности на жилье и создание инфраструктуры рынка жилья, изменение системы финансирования и организации жилищного строительства, реформирование экономических отношений и системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве при условии обеспечения социальных гарантий в реализации жилищных прав для малообеспеченных групп населения.
Реформирование жилищной сферы потребовало адекватного нормативно-правового обеспечения процессов регулирования, что достигается совершенствованием и развитием жилищного законодательства, направленного на решение возникающих при этом проблем с соблюдением принципов развития социально ориентированной экономики, законодательных норм, с учетом сложившихся и прогнозируемых тенденций развития.
Одной из важнейших функций государства в переходный период является формирование законодательной базы, призванной создать необходимые правовые нормы и установить способы функционирования жилищной сферы в новых экономических условиях: обеспечение свободы выбора граждан в реализации своих жилищных прав; обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилья; правовую защиту жилищных прав и интересов граждан. За период реформирования жилищной сферы было принято более 100 нормативно-правовых актов различного уровня, что свидетельствует о многогранности и сложности процессов, возникающих при реформировании жилищной сферы и функционировании ее в новых условиях.
Конституция Республики Беларусь (статья 48) гарантирует гражданам право на жилище, которое обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Нуждающимся в социальной защите жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной стоимости в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.
Гражданам предоставлена возможность самостоятельно выбирать форму улучшения своих жилищных условий. Она может осуществляться посредством строительства нового жилья, реконструкции и ремонта существующих жилых зданий или их покупки. Физические и юридические лица вправе также самостоятельно определять способы строительства и финансирования приобретения жилья в собственность, а также управления жилищной недвижимостью.
Подход к решению жилищной проблемы начал меняться в начале 1990-х годов, когда стали создаваться основы законодательной и нормативной базы, направленные на реформирование жилищного сектора экономики. В 1992 г. введен в действие Закон Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда Республики Беларусь». Закон определил экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации
государственного и общественного жилищного фонда. Он был направлен на создание условий для реализации права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда расширила круг собственников жилья, обеспечила возможность формирования вторичного рынка жилья, способствовала решению жилищной проблемы за счет его свободной купли-продажи и послужила важнейшим фактором введения в гражданский оборот жилья как товара.