Основные направления жилищной политики.

Энциклопедия

 

Основные направления жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике были определены в Национальной жилищной программе, принятой в 1994 г. Принципами жилищной политики стали: использование внебюджетных источников финансирования жилищного строительства путем привлечения средств граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности; сохранение обязательств госу­дарства перед гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных усло­вий, и оказание им помощи при строительстве или приобретении жилья.

Принятые в течение 1992-1995 гг. законодательные и нормативно-правовые акты положили начало внедрению в жилищной сфере отдель­ных рыночных механизмов и позволили приступить к формированию рынка жилья.

В соответствии с Основными направлениями социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. жилищное строи­тельство было признано одним из основных приоритетов социально-экономического развития страны, а жилищная реформа рассматривалась в качестве неотъемлемой части общих структурных преобразований.

Начиная с 1996 г. в Республике Беларусь осуществлялся переход от бес­платного предоставления жилья к оказанию государством дифференци­рованной адресной помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жи­лищных условий. Принятые в это время указы Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1995 г. № 516 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства», от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе», от 10 сентября 1996 г. № 359 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи» бы­ли направлены на реализацию конкретных задач жилищной политики – решение вопросов организации жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников его финансирования, определение условий кредитования строительства жилья, оказания поддержки малообеспечен­ным гражданам при строительстве или приобретении жилья и др.

Жилищное законодательство, регулирующее данные вопросы, постоян­но корректируется, дополняется и обновляется по мере необходимости решения конкретных социально-экономических и политических задач.

Существовавшая ранее система управления жилищным фондом, сфор­мированная в дореформенный период, характеризовалась преобладани­ем государственной формы собственности на жилье и не отвечала новым социально-экономическим условиям. С появлением в результате прива­тизации квартир в частной собственности в многоквартирных домах воз­никли и были законодательно закреплены новые правоотношения и обя­занности собственников жилья по его содержанию. Для регулирования вопросов управления жилищным фондом в этих условиях в 1998 г. при­нят Закон Республики Беларусь «О совместном домовладении», направ­ленный на обеспечение эффективного использования недвижимого иму­щества, создание гарантий социальной защищенности собственников недвижимого имущества совместного домовладения.

Основополагающим нормативным документом, обеспечивающим правовое регулирование отношений в жилищной сфере, является Жилищ­ный кодекс Республики Беларусь (ЖК), вступивший в силу в июле 1999 г., основывающийся на Конституции, нормах Гражданского кодекса и обес­печивающий гарантии и свободы граждан в реализации их жилищных прав и интересов. Принятие Жилищного кодекса законодательно закре­пило основу правовых отношений, без которых было невозможно даль­нейшее развитие и продвижение жилищной реформы.

В Жилищном кодексе определен порядок владения, пользования и распоряжения частным жильем, предусмотрены нормы, определяющие правомочия граждан и юридических лиц различных форм собственно­сти по осуществлению права собственности на жилые помещения. В частности, статья 101 ЖК устанавливает, что граждане и юридические лица негосударственной формы собственности могут иметь на праве собственности жилые дома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера. Таким образом, были сняты огра­ничения на количество и размеры жилых помещений, которые граждане и юридические лица могут иметь на правах собственности.

В ЖК четко разграничиваются права и обязанности граждан в жилищ­ных правоотношениях, определен круг полномочий различных ветвей власти в осуществлении правового регулирования и управления в жилищ­ном секторе. Предусматривается разделение ответственности в решении жи­лищных проблем между центральными и местными органами управления.

Претерпел изменения механизм обеспечения населения жильем. При этом государственные гарантии и поддержка малообеспеченных слоев населения по обеспечению жильем остаются приоритетами жилищной политики государства.

С принятием Жилищного кодекса были изменены также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также норма учета, которая сейчас равняется 15 м общей площади на че­ловека (ранее она составляла 6 м жилой площади). К нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от уровня обеспеченности, отнесены граждане, проживающие в коммунальных квартирах. Ранее таким правом пользовались только семьи, в составе которых имелись больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Право быть принятым на квартирный учет, независимо от уровня обес­печенности жильем, предоставлено также гражданам, проживающим в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином не­зависимо от его пола, кроме супругов, а также гражданам, впервые всту­пившим в брак либо родившим (усыновившим) и воспитывающим детей без вступления в брак, если они не имеют отдельной квартиры.

Однако признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий уже не гарантирует всем предоставление в порядке очередности бесплатного жилья, а дает возможность доступа к государственной под­держке для малообеспеченных граждан при строительстве или приобре­тении жилья в собственность.

В ЖК вводится новая для государственного жилищного фонда кате­гория жилья — «жилое помещение социального пользования», опреде­лены порядок и нормы, регулирующие предоставление такого жилья ма­лообеспеченным гражданам.

Категория жилых помещений социального пользования включает помещения типовых потребительских качеств государственного жилищ­ного фонда, предоставляемых гражданам на условиях договора найма в пределах 15-20 м общей площади на одного человека. Они не подлежат приватизации, обмену и разделу.

В соответствии с действующим законодательством (статья 12 ЖК) правом на одноразовое получение социальною жилья (бесплатно) пользуются малообеспеченные нетрудоспособные фазане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. К ним относятся пенсионеры, достигшие возраста 55 лет – женщины, 60 лет – мужчины, инвалиды 1-й и 2-й групп, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточ­ного минимума (БПМ). Кроме того, в соответствии со статьей 84 Жи­лищного кодекса право на получение социального жилья имеют также граждане, жилые помещения которых в результате стихийных бедствий, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для прожи­вания, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвали­ды и участники Великой Отечественной войны и другие категории граждан.

Законодательно закреплены права граждан на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм поддержки малообеспеченных семей на приобретение жилья. Право на получение государственной поддерж­ки в форме льготных кредитов, субсидий имеют малообеспеченные тру­доспособные граждане Республики Беларусь, состоящие на учете нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий, а также граждане, на которых
распространяется действие статьи 84 ЖК. При этом среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной величины среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета (МПБ), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу открытия кредитной линии, и общая стоимость заявленного имущества семьи не превышает двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.