Направления развития жилищной сферы.
- 26.04.2013
- 2 646
По мере создания законодательной базы, устанавливающей необходимые правовые условия и способы функционирования жилищной сферы в условиях перехода к рынку, приобрели определенность и целенаправленность подходы к решению жилищной проблемы. Основным направлением реформирования жилищной сферы стало формирование нового финансово-кредитного механизма воспроизводства жилищного фонда.
В дореформенный период главным источником финансирования жилищного строительства являлись государственные средства. За их счет возводилось 80-90% жилья, которое в порядке очередности предоставлялось в бессрочный наем гражданам. При такой системе обеспечения жильем гражданину отводилась пассивная роль, которая заключалась в ожидании своей очереди на его получение при наличии оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В процессе преобразований в Беларуси был осуществлен переход от бесплатного предоставления жилья к его строительству за счет средств граждан с предоставлением государством дифференцированной адресной помощи семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гражданам была предоставлена возможность самостоятельно выбирать форму улучшения своих жилищных условий, самостоятельно определять способы строительства и приобретения жилья в
собственность. Одной из важнейших задач государства, наряду с обеспечением свободы граждан в реализации жилищных прав, является обеспечение доступности жилья и жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения. Регулирующая роль государства в решении этих задач включает: поддержку малоимущих слоев населения в обеспечении жильем и коммунальными услугами; стимулирование предложения и спроса на рынке жилищной недвижимости; повышение инвестиционной активности в сфере воспроизводства жилищного фонда; регулирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Для групп населения, которые не могут приобретать жилье по рыночным ценам (малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, молодые семьи и др.), государство создает условия как законодательного, так и финансового характера, гарантирующие минимальный стандарт жилищного обеспечения. Доступность жилья для малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме предоставления социального жилья, льготных кредитов, безвозмездных субсидий, освобождения от налогов средств граждан и юридических лиц, направляемых на финансирование жилищного строительства;
предоставления земельного участка под строительство на льготных условиях и других мер поддержки и помощи.
На начальном этапе реформирования экономический кризис и неурегулированность вводимых в этот период рыночных отношений стали причиной резкого сокращения объемов жилищного строительства. На темпы и объемы жилищного строительства оказывали негативное влияние инфляция, ограниченные возможности государственного финансирования, низкий уровень доходов населения в сравнении со стоимостью строительства жилья, ухудшение условий, способствующих накоплению семьями сбережений. Кроме того, практически все сбережения населения
предыдущих лет, которые могли быть использованы для финансирования жилищного строительства, были утрачены (обесценены). Высокие процентные ставки и неблагоприятная конъюнктура реальных доходов населения затрудняли развитие системы кредитования. Все эти и другие сопутствующие факторы при переходе к рыночным отношениям привел» к кризисному состоянию в сфере строительства жилья.
В течение последних лет льготные кредиты являются основной формой поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и строящих жилье за счет собственных средств. Система льготных кредитов оказала решающее влияние на стабилизацию строительства жилья в Республике Беларусь.
Введение льготного кредитования на начальном этапе было оправданной и эффективной мерой, благодаря которой удалось спасти от разрушения незавершенные строительством жилые дома площадью более 12 млн. м и преодолеть спад в жилищном строительстве и значительно нарастить объемы ввода жилых домов. Нельзя недооценивать позитивную роль жилищных инвестиций в стимулировании общего экономического роста. Государственные средства, направляемые на поддержку жилищного строительства, в условиях недогрузки производственных мощностей способствовали активизации производства в строительной отрасли и других смежных отраслях, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В последние годы изменился механизм льготного кредитования строительства жилья: удалось уйти от эмиссионного кредитования и осуществлять его за счет собственных средств банков с компенсацией им из бюджета потерь от предоставления кредитов на льготной основе.
Получили дальнейшее развитие программы адресной поддержки малообеспеченных семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2005 г. льготные кредиты выдаются в размере до 90% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения с платой за пользование кредитами в размере 5% годовых, для многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, – в размере до 95% стоимости строительства под 3% годовых. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей – 40 лет).
Многодетным семьям предоставляется финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам в следующих размерах:
при наличии троих несовершеннолетних детей – 30% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при наличии четверых несовершеннолетних детей – 50% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при наличии пятерых и более несовершеннолетних детей – 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.