Направления развития жилищной сферы.

Энциклопедия

 

По мере создания законодательной базы, устанавливающей необходимые право­вые условия и способы функционирования жилищной сферы в условиях перехода к рынку, приобрели определенность и целенаправленность подходы к решению жилищной проблемы. Основным направлением ре­формирования жилищной сферы стало формирование нового финан­сово-кредитного механизма воспроизводства жилищного фонда.

В дореформенный период главным источником финансирования жилищного строительства являлись государственные средства. За их счет возводилось 80-90% жилья, которое в порядке очередности предостав­лялось в бессрочный наем гражданам. При такой системе обеспечения жильем гражданину отводилась пассивная роль, которая заключалась в ожидании своей очереди на его получение при наличии оснований нуж­даемости в улучшении жилищных условий.

В процессе преобразований в Беларуси был осуществлен переход от бесплатного предоставления жилья к его строительству за счет средств граждан с предоставлением государством дифференцированной адрес­ной помощи семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гражданам была предоставлена возможность само­стоятельно выбирать форму улучшения своих жилищных условий, само­стоятельно определять способы строительства и приобретения жилья в

собственность. Одной из важнейших задач государства, наряду с обеспе­чением свободы граждан в реализации жилищных прав, является обеспе­чение доступности жилья и жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения. Регулирующая роль государства в решении этих задач вклю­чает: поддержку малоимущих слоев населения в обеспечении жильем и коммунальными услугами; стимулирование предложения и спроса на рынке жилищной недвижимости; повышение инвестиционной актив­ности в сфере воспроизводства жилищного фонда; регулирование сис­темы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Для групп населения, которые не могут приобретать жилье по рыночным ценам (малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, молодые семьи и др.), государство создает условия как законодательного, так и финансового характера, гарантирующие минимальный стандарт жилищного обеспечения. Доступность жилья для малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме предоставления социального жилья, льготных кредитов, безвозмездных субсидий, освобождения от налогов средств граждан и юридических лиц, направляемых на финансирование жилищного строительства;
предоставления земельного участка под строительство на льготных условиях и других мер поддержки и помощи.

На начальном этапе реформирования экономический кризис и неурегулированность вводимых в этот период рыночных отношений стали причиной резкого сокращения объемов жилищного строительства. На темпы и объемы жилищного строительства оказывали негативное влияние инфляция, ограниченные возможности государственного финансирова­ния, низкий уровень доходов населения в сравнении со стоимостью строительства жилья, ухудшение условий, способствующих накоплению семьями сбережений. Кроме того, практически все сбережения населения

предыдущих лет, которые могли быть использованы для финансирова­ния жилищного строительства, были утрачены (обесценены). Высокие процентные ставки и неблагоприятная конъюнктура реальных доходов населения затрудняли развитие системы кредитования. Все эти и другие сопутствующие факторы при переходе к рыночным отношениям при­вел» к кризисному состоянию в сфере строительства жилья.

В течение последних лет льготные кредиты являются основной фор­мой поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и строящих жилье за счет собственных средств. Система льготных кре­дитов оказала решающее влияние на стабилизацию строительства жилья в Республике Беларусь.

Введение льготного кредитования на начальном этапе было оправдан­ной и эффективной мерой, благодаря которой удалось спасти от разруше­ния незавершенные строительством жилые дома площадью более 12 млн. м и преодолеть спад в жилищном строительстве и значительно нарастить объемы ввода жилых домов. Нельзя недооценивать позитивную роль жилищных инвестиций в стимулировании общего экономического роста. Государственные средства, направляемые на поддержку жилищного строительства, в условиях недогрузки производственных мощностей спо­собствовали активизации производства в строительной отрасли и других смежных отраслях, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

В последние годы изменился механизм льготного кредитования строительства жилья: удалось уйти от эмиссионного кредитования и осу­ществлять его за счет собственных средств банков с компенсацией им из бюджета потерь от предоставления кредитов на льготной основе.

Получили дальнейшее развитие программы адресной поддержки ма­лообеспеченных семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2005 г. льготные кредиты выдаются в размере до 90% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения с платой за пользование кредитами в размере 5% го­довых, для многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, – в размере до 95% стоимости строительства под 3% годовых. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для граждан, постоянно проживающих и ра­ботающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и для многодетных семей – 40 лет).

Многодетным семьям предоставляется финансовая помощь государ­ства в погашении задолженности по льготным кредитам в следующих размерах:

при наличии троих несовершеннолетних детей – 30% от суммы задолженности по выданным кредитам;

при наличии четверых несовершеннолетних детей – 50% от сум­мы задолженности по выданным кредитам;

при наличии пятерых и более несовершеннолетних детей – 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.