Безналичные жилищные субсидии.

Энциклопедия

 

Для снижения финансовой нагрузки на бюджеты семей в Беларуси была создана и действует система социальной защиты малообеспеченных граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусматривающая выделение безналичных жилищных субсидий на эти цели.

Впервые институт безналичных жилищных субсидий был введен в республике в 1995 г. Тогда же были установлены сроки поэтапного пе­рехода на новую систему возмещения гражданами затрат на ЖКУ и макси­мальная доля расходов граждан на эти цели в размере 15% совокупного дохода семьи. Этот показатель вошел с систему государственных со­циальных стандартов.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 24 апреля 2000 г. № 571 «О совершенствовании механизма пре­доставления гражданам безналичных жилищных субсидий и расчетов на­селения за пользование (техническое обслуживание) жилыми помеще­ниями и коммунальными услугами» субсидии предоставляются гражда­нам, проживающим в домах государственного и частного жилищного фонда. В состав учитываемых для начисления субсидий платежей входят: сумма платы за коммунальные услуги по установленным нормативам на их потребление; пользование (техническое обслуживание) жилым поме­щением и отчисления на капитальный ремонт жилья в пределах установ­ленной нормы пользования жилыми помещениями с учетом действующих льгот. В настоящее время субсидии предоставляются, если объем жилищно-коммунальных платежей превышает 25% совокупного дохода семьи.

В 1995 г. получили безналичные жилищные субсидии в среднем за один месяц года 58 тыс. семей, в 2000 г. – 1,4 тыс. семей, в 2004 г. – 31,7 тыс. семей. Всего в 2004 г. семьям было начислено более 380 тыс. субсидий,

общая их сумма превысила 9,8 млрд. руб. Средний размер начисленной субсидии в 2004 г. составил 25,9 тыс. руб. При этом жилищные субсидии компенсируют около 0,7% от общей суммы платежей населения за пре­доставленные жилищно-коммунальные услуги.

Государство в части объемов потребления и качества коммунальных услуг защищает права граждан, проживающих в жилых помещениях как государственного, так и частного жилищного фонда. В настоящее время в систему государственных социальных стандартов в соответствии с по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 5/12556 «О мерах по внедрению государственных социальных стан­дартов по обслуживанию населения» в отрасли жилищно-коммунального хозяйства вошли 13 стандартов.

Для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных центра­лизованным водоснабжением и канализацией, утверждена норма обес­печения водой не менее 180 литров в сутки на одного человека, в том числе не менее 90 литров в сутки – на горячее водоснабжение. Норми­руются и допустимые параметры микроклимата в жилых помещениях: в качестве социального стандарта определен норматив температуры жилых

помещений не менее +18 °С, норматив температуры горячей воды, пода­ваемой в жилые помещения, – не менее +50 °С Норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водозаборных колонок – 35 л/сут. на одного человека. Норматив потребления электроэнергии в домах с га­зовыми плитами – 60 кВт/ч в месяц на одного человека; с электропли­тами – 90 кВт/ч на одного человека. Установлены стандарты по потреб­лению газа, освещенности улиц и содержанию дорог населенных пунктов, обращению с коммунальными отходами и др. – все это меры по улуч­шению обслуживания населения и повышению качества услуг ЖКХ.

Установленные в постановлении Совета Министров Республики Бе­ларусь социальные стандарты по обслуживанию населения по отрасли жилищно-коммунального хозяйства внедрены во всех регионах страны и в целом выполняются.

На начальном этапе реформирования ЖКХ резко снизились объемы капитального ремонта жилищного фонда; увеличился износ основных фон­дов коммунального хозяйства, который на конец 2004 г. составил 51,2%; в системе эксплуатировалось неэкономичное, устаревшее оборудование с низким КПД, были высоки потери энергоресурсов в сетях. Практика це­нообразования в системе до настоящего времени исходит из затратного принципа формирования себестоимости продукции, недостаточно эф­фективен механизм управления в сфере ЖКХ.

В последние годы проводится большая работа по улучшению состояния коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, обновлению основных производственных фондов.

Особенность ЖКХ состоит в его прямой зависимости от топливно-энергетических ресурсов. Поэтому много внимания уделяется ресурса-, энергосбережению в системе, переходу на новые экономичные техноло­гии производства услуг и снижению их себестоимости. Проводятся работы по модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры с при­менением новых типов оборудования и энергоэффективных технологий, ис­пользованию возобновляемых и нетрадиционных источников энергии.

В отрасли реализуются: Государственная комплексная программа мо­дернизации основных производственных фондов Белорусской энергети­ческой системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг.; отраслевая программа по энергосбережению; отраслевая программа мер по увеличению использования местных видов топлива.

Интенсивно развивается газификация населенных пунктов, при этом особое внимание уделяется регионам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Наметилась устойчивая тенденция роста объемов ввода жилья после капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда. В 2004 г. ввод в эксплуатацию общей площади квартир в жилых домах после ре­конструкции и капитального ремонта в 2,2 раза превысил уровень 2000 г. и составил 695,2 тыс. м. Меняется структура финансирования капиталь­ного ремонта. Основным его источником становятся не бюджетные средства, а средства населения, производящего ежемесячно обязательные отчисления по установленному нормативу. Если в 2001 г. доля населения в оплате затрат на капитальный ремонт не превышала 10% стоимости работ, то в 2005 г. она достигла 60%.