Стандарт по физической культуре и спорту.

Энциклопедия

 

Социальный стандарт по физической культуре и спорту определен как норматив бюджетной обеспеченности расходов на физическую культу­ру и спорт в расчете на одного жителя и включает средства, затраченные на:

проведение областных, городских и районных спортивных меро­приятий;

содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений (ДЮСШ, СДЮШОР и др.);            _

содержание центров физкультурно-оздоровительной работы, ком­бинатов и комплексов;

содержание спортивных сооружении;

частичное финансирование клубов по видам спорта. Внедрение социальных стандартов, особенно в сельских районах,

позволяет поднять на новый, более качественный уровень организацию всего комплекса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, с установлением единого подхода к исчислению средств на приобщение большего количества населения всех возрастов к здоровому образу жиз­ни через занятия физической культурой и спортом.

В целях более полного удовлетворения потребностей населения в физкультурно-оздоровительных занятиях в республике развивается ры­нок платных услуг физической культуры и спорта. Их удельный вес в общем объеме платных услуг, оказываемых населению через все каналы реализации, составляют менее 1% (1990 г. – 0,3%; 1995 г. – 0,2%; 2000 г. – 0,5%; 2001 г. – 0,6%; 2002 г. – 0,5%; 2003 г. – 0,4%; 2004 г. – 0,5%; 2005 г. – 0,6%). Объем реализации населению платных услуг фи­зической культуры и спорта в 2005 г. составил 38,3 млрд. руб. (1990 г. – 8,5 млрд. руб.; 1995 г. – 12,3 млрд. руб.; 2000 г. – 3,0 млрд. руб.; 2002 г. – 11,4 млрд. руб.; 2003 г. – 16,5 млрд. руб.; 2004 г. – 25,0 млрд. руб.).

Развитие сферы услуг физической культуры и спорта направлено на укрепление и сохранение здоровья всех категорий населения, улучшение их досуга и предусматривает реализацию следующих основных задач:

развитие современной инфраструктуры, модернизацию и эффектив­ное использование физкультурно-спортивных сооружений;

увеличение объема и расширение структуры предоставляемых физкультурно-спортивных услуг, в особенности за счет услуг релакса­ции, реабилитации, лечебно-профилактических;

повышение качества и обеспечение доступности услуг физической культуры и спорта для всех категорий населения;

привлечение наибольшего количества граждан республики к заня­тиям физической культурой и спортом.

Организация и предоставление услуг населению средствами физи­ческой культуры и спорта осуществляется в соответствии с Порядком предоставления платных физкультурно-оздоровительных услуг населе­нию, Положением о физкультурно-оздоровительных группах, секциях, клубах по спортивным интересам, школах здоровья и Примерным пе­речнем платных физкультурно-оздоровительных услуг и коммерческой деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденны­ми приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 832.

В целях обеспечения доступности услуг физической культуры и спорта и для осуществления мероприятий по совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в городах и городских поселках республики определен и утвержден приказом Мини­стерства социальной защиты, Министерства финансов и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 59/775/829 Порядок предоставления детям из малоимущих семей, инвалидам, пен­сионерам физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.

В нем определено, что бесплатные физкультурно-оздоровительные услуги предоставляются:

детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

инвалидам 1-й и 2-й групп.

Физкультурно-оздоровительные услуги с их частичной оплатой (в раз­мере 50% их стоимости) предоставляются неработающим пенсионерам, а также детям, воспитывающимся в семьях:

многодетных, имеющих троих и более детей в возрасте до 18 лет;

неполных;

семьях, где оба или один из родителей являются инвалидами 1-й или 2-й группы.

Рынок физкультурно-спортивных услуг находится на начальной ста­дии развития и к 2010 г. прогнозируется значительное его расширение, особенно за счет открытия многофункциональных спортивных центров и клубов. В 2005 г. данные услуги на одного жителя Беларуси составили 3925 руб. Изыскиваются резервы эффективной организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в каждом регионе республики и обеспечения доступности, качества и эксплуатационной надежности предоставляемых оздоровительных и спортивных услуг насе­лению. Безрезультативность определяется по четырем показателям: числу занимающихся в группах, секциях, клубах; количеству специалистов и проведенных мероприятий; сумме средств, израсходованных на органи­зацию физкультурно-оздоровительной работы; проведению спортивно-массовых мероприятий.

Большая работа по развитию массовой физической культуры и спорта была проведена в 2005 г. В соответствии с поручением главы го­сударства, данным 6 октября 2005 г. на совещании с руководителями ве­дущих спортивных федераций и общественных спортивных объединений республики, Минспортом проводится работа по созданию отраслевых физкультурно-спортивных клубов, которые будут возглавлять руководи­тели республиканских органов государственного управления. Это позво­лит восстановить в 2006 г. всю систему республиканских спартакиад, на­чиная от трудовых коллективов и заканчивая финалом республиканских спортивных игр трудящихся в рамках VI Международных игр стран – участниц СНГ.

На Олимпийских играх 2005 г. (г. Мельбурн, Австралия) – завое­вано 19 медалей (из них 4 золотых, 8 серебряных и 7 бронзовых).

В области оздоровления населения средствами физической культуры ежегодно подводятся итоги республиканских смотров-конкурсов на луч­шую организацию:

физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жи­тельства;

массовой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективах физической культуры и спортивных клубах пред­приятий, учреждений и организаций.

Общественно значимым стал ряд ежегодных традиционных респуб­ликанских массовых физкультурно-спортивных мероприятий:

«Минская лыжня», «Минская осень» с участием Президента Респуб­лики Беларусь А.Г. Лукашенко;

соревнования детей и подростков по футболу «Кожаный мяч», по хоккею «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь;

спартакиады допризывной и призывной молодежи по зимнему и летнему многоборью прикладного физкультурно-спортивного комплекса «Защитник Отечества»;

фестивали бега «Языльская десятка», «Минский международный марафон» и др.

Совместно с облисполкомами ежегодно организуются и проводятся месячники по подготовке, а в течение зимних сезонов обеспечивается создание условий для занятий зимними видами спорта.

Так, в зимнем спортивном сезоне 2004/2005 г. в районах и городах республики были залиты 1444 малых (план – 1439) и 133 городских и районных (план – 131) катков, 13 конькобежных дорожек, проложено 777 (план – 642) лыжных трасс, установлено и залито 343 хоккейные коробки, организована работа 195 пунктов проката инвентаря с общим количеством 41,6 тыс. пар лыж и коньков.