Бородинская битва. Часть 1.
- 22.10.2014
- 2 609
Бородинская битва.
Семнадцатого августа главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он знал о том, что противник все еще обладает определенным численным преимуществом, и учитывал отменную военную выучку наполеоновских командиров, офицеров и солдат. Оценив соотношение сил двух армий – русской и французской – Кутузов начал готовиться к разработке стратегического плана главной битвы, которая должна была состояться в уже назначенном месте. Исход сражения, по мнению Кутузова, определял возможность победы над наполеоновской армией, но основной целью Бородинской битвы русский главнокомандующий считал оборону Москвы.
Двадцать второго августа 1812 года в окрестностях Бородино по приказу Кутузова приступили к строительству фортификационных укреплений. Поле, на котором предстояло сразиться двум великим армиям, было тщательно осмотрено Кутузовым. Район предстоящего сражения представлял собой пересеченную и холмистую местность: множество речушек, ручьев, оврагов.
Наиболее важное стратегическое значение здесь имели два пути, ведущие к Москве: новая и старая смоленские дороги. Расположив и укрепив свои позиции близ Бородино, русские войска получали возможность контролировать и ту и другую дорогу.
Поскольку обрывистый берег реки Колоча надежно защищал правый фланг русского войска, Кутузов решил разместить здесь, а также на центральных позициях несколько пехотных и кавалерийских корпусов и отряд казаков под командованием генерала М. И. Платова. Таким образом, Наполеон был бы вынужден начать наступление по всему фронту, направив свои основные силы в узкий промежуток между рекой Колоча и лесом. При этом французский полководец не смог бы штурмовать позиции русской армии с флангов, что являлось весьма выгодным для Кутузова. Пехота и конница русских, сосредоточенные на правом фланге, неподалеку от новой смоленской дороги, представляли собой значительную угрозу для французской армии. Кроме того, часть из них могла в случае необходимости перейти в состав резервного войска. Самым незащищенным являлся левый фланг русской армии, поэтому Кутузов отдал распоряжение в срочном порядке строить здесь укрепления, способные усилить мощь левофланговых частей.
Через ручьи и овраги также были построены мосты, по которым можно было бы перекинуть русские войска с правого фланга на левый. Земляные укрепления, или, как их еще называли, флеши, были возведены в районе села Семеновское. В дальнейшем их окрестили Багратионовыми, поскольку в ходе Бородинской битвы они защищались отрядами генерала Багратиона. К западу от этих укреплений находилось и еще одно, передовое укрепление, получившее название Шевардинский редут. Возле деревни Маслово, в том месте, где располагался правый фланг русской армии, был построен еще целый ряд земляных укреплений. Батарея, включающая в себя 18 орудий, разместилась на центральной позиции (в исторических источниках этот военный объект известен под названием батареи Раевского).
Против армии Кутузова Наполеон направил свои самые отборные войска: четыре пехотных корпуса, резервные кавалерийские отряды и, наконец, Императорскую гвардию, во главе которой встали двое опытнейших командующих: маршал Бессьер и маршал Мортье. В противовес французской армии русский полководец Кутузов вывел на Бородинское поле части Барклая де Толли, Багратиона, Раевского, Дохтурова, Платова, Милорадовича, Коновницына и др. Многие участники Бородинского сражения уже имели солидный боевой опыт и хорошую воинскую подготовку, некоторым из них даже довелось сражаться с французской армией ранее – в 1799,1805 и 1807 годах.
Оказалось в рядах русской армии и большое число новобранцев, еще не получивших боевого крещения. Однако высокому военному мастерству и подготовке французов в данном случае противостояли мужество и патриотизм русских воинов. Еще накануне Бородинского сражения, 24 августа, русскому полководцу удалось вычислить направление удара, планируемого Наполеоном. Поэтому на следующий же день Кутузов решил провести перегруппировку войск, при этом предполагалось дополнительное укрепление левого фланга.
Целью полководца на данном этапе являлось нанесение наполеоновским войскам значительного удара, который привел бы к большим потерям в стане неприятеля и нарушил основные планы французского императора. Утром 26 августа (8 сентября) воины наполеоновской армии были оповещены о приказе императора выступить против русских войск. Около 6 часов русский егерский полк, находившийся на правом фланге, вступил в перестрелку с противником, а впоследствии завязалась и рукопашная схватка. Таким образом, уже на рассвете русская армия приняла на себя первый удар французов, сдерживая в течение часа сильнейший натиск врага. Однако этот первый бой проходил с некоторым перевесом французской армии. Под мощным напором наполеоновских дивизий русские были вынуждены отступить за реку Колоча. Неприятелю удалось ворваться на позиции русских.
Именно в этот момент на подмогу егерскому полку лейб-гвардии, первым вступившему в бой, пришли части 1-го егерского полка. Подкрепление прибыло как раз вовремя.
Свежие силы русских войск были брошены в атаку против армии Наполеона. В результате французские войска были выбиты с русских позиций, а затем русские солдаты и сами перешли в мощную атаку на позиции противника, перебравшись на противоположный берег реки. После кратковременной атаки русские возвратились к своим укреплениям, но, совершая отход от французских позиций, успели поджечь мост, отрезав солдатам наполеоновской армии путь к преследованию.
Так завершилось первое наступление французов на бородинские укрепления. Однако самые решающие бои завязались в районе Багратионовых флешей и около батареи Раевского.