Реформы Петра I Великого.

Авторские статьи

 

Реформы Петра I Великого

 

Пётр I Великий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года)- российский император, в царствование которого, были проведены реформы, затронувшие все области и аспекты жизни государства. Некоторые из проведенных реформ  кардинально изменили  характер, состояние, цели государства, а также быт населения России. Многие из нововведений Петра  имели предпосылки в виде преобразований и реформ предыдущих правителей, в частности часть реформ Петра I начала проводиться еще его отцом - Алексеем Михайловичем Романовым.  Ряд историков, в частности В. О. Ключевский, указывали на то, что реформы Петра Великого не были новаторством, а имели ряд предпосылок, заложенных в  течение XVII в. Ряд историков имели прямо-противоположное мнение, в частности С. М. Соловьев, и утверждали, что реформы Петра имели революционный, переломный характер. Также историки спорят о личной роли Петра в проводимых им преобразованиях. Одна группа ученых предполагает, что в составлении программы реформ, а также в ходе ее претворении в жизнь, Петр не играл существенной роли, а все преобразования осуществлялись и задумывались его окружением. Другие ученые, наоборот, пишут о большом влиянии и участии Петра в проведении реформ. Государственную деятельность Петра Великого условно можно разделить на два периода: 1696-1715 годы и 1715-1725 годы. Первый период характеризуется отсутствием четкого плана реформ, часто их непродуманностью, половинчатостью, непоследовательностью. Объясняется это проблемами в социальном, экономическом, политическом состоянии Руси того периода, а также ведением Северной войны. Во втором периоде проведения реформ (1715-1725 годы) нововведения и преобразования становятся более планомерными и последовательными.


С первых лет правления Петра Великого проявилась тенденция к сокращению влияния и власти Боярской Думы. Связано это, как с малоэффективностью этого органа государственной власти, так и с личными взглядами Петра I. С 1699 года была создана Ближняя Канцелярия, или Совет Министров, куда входил круг доверенных лиц. Этот орган стал прообразом будущего Правительствующего Сената, который будет сформирован 22 февраля 1711 года. В Ближней Канцелярии был установлен определенный режим работы: каждый министр имел свои определенные обязанности, полномочия. Появилась также отчетность, начали вестись протоколы заседаний.


В 1711 вместо Боярской Думы был создан Сенат, его основная функция ведения бюджета и контроль  за расходованием средств. Постепенно Сенат из временного органа государственной власти превратился в постоянное учреждение, об этом гласит указ 1722 года. Среди дел, порученных Сенату, значилось: контроль над торговлей, правосудием, планирование бюджета, контроль над расходами государства, наблюдение за исполнением дворянами воинской повинности, также Сенату были переданы функции ряда упраздненных приказов (в частности Разрядного и Посольского). Решения в Сенате принимались коллегиально и должны были подписываться каждым членом Сената. Каждый член Сената обладал правом вето, таким образом Петр расширял полномочия сенаторов, но в то же время возложил на них персональную ответственность за решения Сената. Одновременно с  Сенатом вводился институт фискалов, обязанности которых состояли в том, чтобы выявлять случаи нарушения Указов и злоупотреблений среди чиновников. Сенат исполнял функции правительства, но для исполнения Указов требовался административный аппарат. Поэтому Петр упразднил старую и неэффективную систему Приказов, вместо нее была учреждена система коллегий. Коллегий было тринадцать, функции коллегий были строго разграничены, чтобы повысить эффективность государственного аппарата. Преображенский приказ и Тайная канцелярия подчинялись напрямую императору, остальные коллегии отчитывались перед Сенатом, были созданы также контролирующие деятельность коллегий органы. Коллегиям подчинили губернские, провинциальные и уездные администрации, таким образом, появилась четкая административная иерархия.

 

 


Областная (губернская) реформа проводилась Петром с 1708 года, в результате нее Россия была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы. В ведение губернаторов находилась вся полнота судебной и административной властей, также им подчинялись расположенные на территории губерний войска. Губернии в свою очередь были разделены на административные единицы – доли. Так как данная реформа не решала поставленных перед ней задач, увеличивала число чиновников и расходы государственной власти на их содержание, а также создавала излишнюю бюрократию, Петр решил продолжить реформирование губерний. В 1719-1720 годах была проведена вторая волна областной реформы, в ходе которой доли были ликвидированы. Вместо них каждая губерния стала делиться на 50 провинций, каждая из которых в свою очередь была разделена на дистрикты. Все это привело к сильной централизации власти, что облегчало управление государством и уменьшало расходы, но вело к упадку органов местного самоуправления.


Судебную систему Петр I также кардинально изменил. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), учреждены новые органы Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях судебную власть представляли гофгерихты, в крупных городах - надворные суды, посадских крестьян судил суд магистрата. С 1722 годы нижние суды были заменены провинциальными судами, которые возглавляли воеводы. С одной стороны судебная реформа Петра увеличивала бюрократию, вносила неразбериху в судебный процесс, увеличивала численность число лиц задействованных в судебных процессах, открывала возможность злоупотреблений и необъективности; с другой стороны был введен принцип состязательности сторон, было реформировано и унифицировано законодательство, была ужесточена ответсвенность за коррупцию и злоупотребления.


Одной из наиболее важных реформ Петра Великого стала военная реформа. Он создал полки нового строя, сформированные по иностранному образцу. Вместо дворянской кавалерии и стрельцов (которым Петр не доверял) была фактически создана регулярная армия, введена система рекрутских наборов. В начале правления Петра основная масса офицеров была иностранцами, однако, после открытия ряда военных учебных заведений, потребности армии в опытных кадрах удовлетворялась русскими офицерами из дворянского сословия. К 1716 годы был создан Воинский Устав, который полностью определял права и обязанности военнослужащих, а также регламентировал сферы их жизни. Новая армия одержала победу в изнурительной Северной войне и концу царствования Петра достигла численности 200 тысяч человек. Огромные нововведения произошли и во флоте, до царствования Петра флота у России практически не было. Было организовано строительство множества кораблей, создан Морской устав, открыта в Петербурге Морская Академия и несколько других учебных заведений для флота, был создан торговый флот.


Важнейшую роль в становлении в России абсолютизма сыграла церковная реформа. В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр ликвидировал институт патриаршества и вместо него ввел должность Блюстителя патриаршего престола. Кроме того был воссоздан Монастырский приказ, который занимался делами монастырей, судил монастырских крестьян и контролировал доходы церкви. Была учреждена Духовная коллегия, переименованная впоследствии в Святейший Синод, члены которой назначались лично императором и приносили ему присягу.  Эти реформы несомненно подрывали авторитет церкви и лишали ее самостоятельности. Вместе с тем прекратили действие «12 статей», по которым старообрядцы должны были сжигаться на кострах, это закладывало тенденцию к большей религиозной терпимости. Свобода веры гарантировалась иностранцам, был снят запрет на браки между христианами разных конфессий.

 

 

 

Войны, которые вела Россия, и новая регулярная армия требовали огромных расходов, в связи с этим требовались финансовые реформы, ведь «деньги суть артериею войны»- по мнению Петра Великого. Было введено множество как прямых, так и косвенных налогов, к привычным таможенным и кабацким сборам прибавились сборы и выгоды от монополизации торговли отдельными категориями товаров (алкоголя, щетины , дегтя и других). Кроме того вводилось обязательное использование гербовой бумаги. Правительство прибегало и к другим ухищрениям, например к уменьшению веса и чистоты металла в золотых и серебряных монетах. Петр решил перейти к подушной подати, с этой целью была проведена перепись населения, все мужчины (кроме казаков, солдат, дворянства, духовенства) обязаны были платить установленную подать. Все эти меры существенно увеличили казну, к концу царствования Петра доходы государства превышали 10 млн. рублей в год.


Еще вначале царствования Петру было очевидным техническое отставание России, фактически отсутствовала промышленность, а она была необходима для достижения новых целей. Поэтому император на протяжении всего царствования покровительствовал промышленникам и предпринимателям, поощрял строительство новых мануфактур, отдавал распоряжения по строительству новых заводов. Квалифицированных специалистов в Россию приглашали из-за рубежа, кроме того молодых людей посылали учиться за границу. Нехватку рабочей силы решили насильственными мерами – крепостных крестьян просто приписывали к мануфактурам, чтобы они там отрабатывали подати, также на заводы посылали преступников и нищих. Эти меры дали результат, к концу царствования Петра в России насчитывалось 233 завода и мануфактуры, в том числе более 90 крупных мануфактур.


Петр Великий четко сознавал необходимость образования и просвещения, поэтому были созданы школа математических и навигационных наук, морская академия, артиллерийская, медицинская и инженерные школы. В 1705 году была открыта первая в России гимназия, в 1714 году созданы цифирные школы, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии», созданы учреждения для подготовки духовенства. Огромное количество дворянских детей было отправлено для учебы за границу, грамотность среди дворян стала обязательной.


Порядок престолонаследия до Петра никак не регулировался законом, а определялся скорее традицией. В 1722 году Петр издал указ о порядке престолонаследия, теперь монарх определял  наследника. Однако, сам Петр не успел назначить наследника, так  как умер, не указав преемника.