Сценарий Масленицы
- 17.02.2015
- 6 822
Сценарий Масленицы.
Цель: формировать у учеников национальное самосознание, воспитывать любовь к Родине, к родному языку, к народу-творца, развивать духовно-нравственные ценности, познакомить с традиционным белорусским праздником, традиционными блюдами, воспитывать взаимное уважение.
Форма: народный праздник.
Средства и методы воспитания: игра, устное народное творчество, музыка и пение, танцы.
Так как же провести праздник и какие есть сценарии Масленицы?
Ход мероприятия
В праздновании Масленицы участвуют ученики одного класса, разделены на две группы (гости и хозяева). Роль ведущего берет на себя учительница, которая заранее готовит наиболее «говорящих» мальчиков и девочек из числа хозяев и гостей, разучивает с классом несколько песен и танцев.
Белорусский дом (соответственно убраны кабинет) ...
Хозяева, убраны по-праздничному (в белорусские национальные костюмы), усердствуют у стола, на котором блины да оладьи, сыр, масло, различные сладости (ассортимент предварительно согласовывается с родителями). Гости катят огромную колодку, стучат в дверь, приветствуются, заходят, распевая песню:
У нас нынче масленица,
Прыяляцела ластавица,
Сидела на плетня, на вешалке,
Бросала масло по кому.
А кто схватит - так тому.
Молодая девушка схватила
Да у чарапочку стапила ...
У нас нынче масленица ...
1 гость:
- Мы в ваш дом не только песню принесли, но и загадки. Что на дворе - горой, а в доме - водой?
(Снег.)
2 гость:
- Лезет через окно седого сукно. Что это?
(Мороз.)
3 гость:
- Что зимою стволом вверх растет?
(Леденец.)
4 гость:
- Все его любят, а как посмотрят - морщатся.
(Солнце.)
5 гость:
- Светит и греет, веселит и сияет, всю землю оживляет.
(Солнце.)
ведущая:
- Все мы скучаем по солнцу, ждем тепла, лета. Порадовали нас ваши загадки, да мы их не только угадывать, но и загадывать умеем.
1 хозяин:
- Посреди двора стоит гора, спереди виллы, сзади метла.
(Корова.)
2 хозяин:
- Кто двумя бадаецца, четырьмя ходит, одним мух гоняет?
(Корова.)
3 хозяин:
- И своего ребенка не забыла, и чужих накормила.
(Корова.)
ведущая:
- Да, это наша кормилица-корова. В Масленичная неделя ее будем вспоминать, о ней хорошие слова говорить.
1 гость:
- А пахнет у вас как! Блинчиками! С маслом! Я блины вплетал да головой мотал!
2 гость:
- Еще бы! Говорят же, что на Мазан блин и кот иначе смотрит!
3 гость:
- А сколько сладостей на столе! Видимо хозяева ждали нас с утра! ..
ведущая:
- Да, ждали, на стол собирали. Девочки наши для вас постарались.
1 хозяйка:
- Где дело, там и слава.
2 хозяйка:
- Кто работает, тот не скучает.
3 хозяйка:
- Кто с солнцем встает на работу, работает вдоволь.
4 хозяйка:
- Ранняя птица клюв теребит, а поздняя - глаза потирает.
1 хозяйка:
Если рано встанешь -
Вместе с солнцем ярким,
Что всплывет на зыбком
Костры зари, -
Сколько ты увидишь
Явлений жизни удивительных,
Сколько чудес различных
Увидишь во дворе.
Если рано встанешь -
Вместе с солнцем ярким,
Вместе с ветром быстрым,
Вместе с белым днем, -
Сам тогда, мой друг,
Понимать ты будешь,
Для чего, мы, люди,
На земле живем.
(Н. Гилевич)
1 гость:
- Где посеешь густо, Тами не будет пусто.
2 гость:
- Гультая земля не любит.
3 гость:
- Ребята, Кати сюда скорее колодку! Теперь посмотрим, или же это хозяюшка умеет готовить, гостей угощать. Может, она из тех, о которых говорят: "И шило, и мыло, и пряла, и ткала - а все языком"?
Гости и хозяева образуют круг. Ребята падкатваюць к ногам хозяйки колодку и загадывают загадку:
1 гость:
- Что растили, собирали, топтали, ткали и на стол постелили?
(Скатерть.)
Хозяйка угадывает загадку, стелет на колодку салфетку, ставить стряпне. Считается, что она от ребят-гостей "откупились". Гости ловко падкатваюць колодку к ногам второй хозяйки, угощение первой быстренько переставляют на стол, шуточная игра продолжается:
2 гость:
- Новая посудина, а вся в дырках. Что это?
(Решето.)
Вторая девочка "адкупаецца" от парней.
Загадки гостей:
1. Белая кобыла весь лес съела.
(Печь.)
2. В бабьих руках сторонами трах-трах.
(Решето.)
3. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.
(Молоко.)
4. Без клиньев, без копыт, само подходит. Никто его не тревожить.
(Тесто.)
5. Седая корова через дорогу пройдет, а белая засядет.
(Сыворотка, цедилкой, творог.)
6. На плешь копнуть, вставай, папоротники, достанешь, поправишь.
(Сковорода, блин.)
Гости помогают девчатам угадывать загадки, хвалят их за хозяйственность.
ведущая:
- Дорогие Гостейки, не сыграть нам в игру? (Предлагается игра "Что делаешь?" Из книги Е. Р. Вилькина "Белорусские народные игры".)
Дети выбирают "хозяйку" ("хозяина") и, сев в круг, рисуют перед собой кружки.
"Хозяйка" обходит участников и задает каждому работу, например, печь хлеб, варить обед, пилить дрова, косить сено, ремонтировать кресло, носить воду и др. Дети стучат палочкой по своему кружку и постоянно говорят, какую работу они выполняют.
Дав несколько заданий, "хозяйка" показывает спицей на одного из участников и неожиданно спрашивает:
- Что делаешь?
Он должен сразу же назвать работу, которую ему поручили в начале игры. Тот, кто ошибется, выбывает из игры, после чего "хозяйка" дает всем новые задания.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Он выбирается "хозяйкой" ("хозяином").
ведущая:
- Ну-ка, создадим вместе круг, будет танец, будет звук!
Мальчики и девочки танцуют "Польку" из "Народного альбома".
ведущая:
- Хорошо, Гостейки, садитесь за столы, угощайтесь блинами, маслом и сыром.
1 хозяин:
- Блин не клин, брюха НЕ распор!
2 хозяин:
- Сидите, гости, к вечеру - вам блинов прокаленную!
Все занимают свои места за столами.
Все вместе:
- Приятного аппетита!
1 гость:
- Вкусно было, да близко дно.
2 гость:
- Спасибо за угощение, было очень вкусно.
3 гость:
- Прощайте же здоровы, живите богато!
1 хозяйка:
- Спасибо за добрые слова.
2 хозяйка:
- Доброе дорожки!
Звучит песня "Будьте здоровы" из альбома "Я родился здесь".