Сценарий Масленицы

События партнеров

 

 

Сценарий Масленицы.

 

 

Цель: формировать у учеников национальное самосознание, воспитывать любовь к Родине, к родному языку, к народу-творца, развивать духовно-нравственные ценности, познакомить с традиционным белорусским праздником, традиционными блюдами, воспитывать взаимное уважение.

Форма: народный праздник.

Средства и методы воспитания: игра, устное народное творчество, музыка и пение, танцы.

Так как же провести праздник и какие есть сценарии Масленицы?


Ход мероприятия


В праздновании Масленицы участвуют ученики одного класса, разделены на две группы (гости и хозяева). Роль ведущего берет на себя учительница, которая заранее готовит наиболее «говорящих» мальчиков и девочек из числа хозяев и гостей, разучивает с классом несколько песен и танцев.

Белорусский дом (соответственно убраны кабинет) ...

Хозяева, убраны по-праздничному (в белорусские национальные костюмы), усердствуют у стола, на котором блины да оладьи, сыр, масло, различные сладости (ассортимент предварительно согласовывается с родителями). Гости катят огромную колодку, стучат в дверь, приветствуются, заходят, распевая песню:

У нас нынче масленица,

Прыяляцела ластавица,

Сидела на плетня, на вешалке,

Бросала масло по кому.

А кто схватит - так тому.

Молодая девушка схватила

Да у чарапочку стапила ...

У нас нынче масленица ...



1 гость:

- Мы в ваш дом не только песню принесли, но и загадки. Что на дворе - горой, а в доме - водой?

(Снег.)


2 гость:

- Лезет через окно седого сукно. Что это?

(Мороз.)


3 гость:

- Что зимою стволом вверх растет?

(Леденец.)


4 гость:

- Все его любят, а как посмотрят - морщатся.

(Солнце.)


5 гость:

- Светит и греет, веселит и сияет, всю землю оживляет.

(Солнце.)


ведущая:

- Все мы скучаем по солнцу, ждем тепла, лета. Порадовали нас ваши загадки, да мы их не только угадывать, но и загадывать умеем.


1 хозяин:

- Посреди двора стоит гора, спереди виллы, сзади метла.

(Корова.)


2 хозяин:

- Кто двумя бадаецца, четырьмя ходит, одним мух гоняет?

(Корова.)


3 хозяин:

- И своего ребенка не забыла, и чужих накормила.

(Корова.)



ведущая:

- Да, это наша кормилица-корова. В Масленичная неделя ее будем вспоминать, о ней хорошие слова говорить.


1 гость:

- А пахнет у вас как! Блинчиками! С маслом! Я блины вплетал да головой мотал!


2 гость:

- Еще бы! Говорят же, что на Мазан блин и кот иначе смотрит!


3 гость:

- А сколько сладостей на столе! Видимо хозяева ждали нас с утра! ..



ведущая:

- Да, ждали, на стол собирали. Девочки наши для вас постарались.


1 хозяйка:

- Где дело, там и слава.


2 хозяйка:

- Кто работает, тот не скучает.


3 хозяйка:

- Кто с солнцем встает на работу, работает вдоволь.


4 хозяйка:

- Ранняя птица клюв теребит, а поздняя - глаза потирает.


1 хозяйка:

Если рано встанешь -

Вместе с солнцем ярким,

Что всплывет на зыбком

Костры зари, -

Сколько ты увидишь

Явлений жизни удивительных,

Сколько чудес различных

Увидишь во дворе.

Если рано встанешь -

Вместе с солнцем ярким,

Вместе с ветром быстрым,

Вместе с белым днем, -

Сам тогда, мой друг,

Понимать ты будешь,

Для чего, мы, люди,

На земле живем.


(Н. Гилевич)



1 гость:

- Где посеешь густо, Тами не будет пусто.


2 гость:

- Гультая земля не любит.


3 гость:

- Ребята, Кати сюда скорее колодку! Теперь посмотрим, или же это хозяюшка умеет готовить, гостей угощать. Может, она из тех, о которых говорят: "И шило, и мыло, и пряла, и ткала - а все языком"?


Гости и хозяева образуют круг. Ребята падкатваюць к ногам хозяйки колодку и загадывают загадку:


1 гость:

- Что растили, собирали, топтали, ткали и на стол постелили?

(Скатерть.)


Хозяйка угадывает загадку, стелет на колодку салфетку, ставить стряпне. Считается, что она от ребят-гостей "откупились". Гости ловко падкатваюць колодку к ногам второй хозяйки, угощение первой быстренько переставляют на стол, шуточная игра продолжается:


2 гость:

- Новая посудина, а вся в дырках. Что это?

(Решето.)



Вторая девочка "адкупаецца" от парней.



Загадки гостей:

1. Белая кобыла весь лес съела.

(Печь.)


2. В бабьих руках сторонами трах-трах.

(Решето.)


3. Жидкое, а не вода, белое, а не снег.

(Молоко.)


4. Без клиньев, без копыт, само подходит. Никто его не тревожить.

(Тесто.)


5. Седая корова через дорогу пройдет, а белая засядет.

(Сыворотка, цедилкой, творог.)


6. На плешь копнуть, вставай, папоротники, достанешь, поправишь.

(Сковорода, блин.)


Гости помогают девчатам угадывать загадки, хвалят их за хозяйственность.


ведущая:

- Дорогие Гостейки, не сыграть нам в игру? (Предлагается игра "Что делаешь?" Из книги Е. Р. Вилькина "Белорусские народные игры".)


Дети выбирают "хозяйку" ("хозяина") и, сев в круг, рисуют перед собой кружки.

"Хозяйка" обходит участников и задает каждому работу, например, печь хлеб, варить обед, пилить дрова, косить сено, ремонтировать кресло, носить воду и др. Дети стучат палочкой по своему кружку и постоянно говорят, какую работу они выполняют.

Дав несколько заданий, "хозяйка" показывает спицей на одного из участников и неожиданно спрашивает:

- Что делаешь?

Он должен сразу же назвать работу, которую ему поручили в начале игры. Тот, кто ошибется, выбывает из игры, после чего "хозяйка" дает всем новые задания.

Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Он выбирается "хозяйкой" ("хозяином").



ведущая:

- Ну-ка, создадим вместе круг, будет танец, будет звук!

Мальчики и девочки танцуют "Польку" из "Народного альбома".

ведущая:

- Хорошо, Гостейки, садитесь за столы, угощайтесь блинами, маслом и сыром.

1 хозяин:

- Блин не клин, брюха НЕ распор!

2 хозяин:

- Сидите, гости, к вечеру - вам блинов прокаленную!


Все занимают свои места за столами.


Все вместе:

- Приятного аппетита!



1 гость:

- Вкусно было, да близко дно.

2 гость:

- Спасибо за угощение, было очень вкусно.

3 гость:

- Прощайте же здоровы, живите богато!

1 хозяйка:

- Спасибо за добрые слова.

2 хозяйка:

- Доброе дорожки!



Звучит песня "Будьте здоровы" из альбома "Я родился здесь".