Внешняя политика Республики Беларусь.
- 20.06.2015
- 8 826
Внешняя политика Республики Беларусь.
Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь, в силу географического положения и экспортоориентированности экономики страны, основывается на принципе многовекторности. Традиционно выделяются три основных ее направления: восточный вектор, западный вектор и вектор дальнего зарубежья, или южный. Южный вектор пока составляет лишь небольшую часть в общем товарообороте Республики Беларусь, но в последние годы наблюдается тенденция активизации деятельности в данном направлении.
В этой связи стоит обратить особое внимание на Ближний Восток и Северную Африку (имеется в виду географический регион, а не классификация ООН). С некоторыми странами данного региона Республика Беларусь уже имеет давние политические и экономические отношения. Ежегодно растет товарооборот со многими государствами региона, в некоторых странах работают белорусские сборочные производства. Практика показывает выгоды присутствия Беларуси на Ближнем Востоке. Тем не менее существуют направления, которым пока уделяется недостаточно внимания. В будущем Ближний Восток и Северная Африка могут стать одним из основных направлений экспорта Беларуси, в первую очередь по причине недостатка в этом регионе водных ресурсов. С постоянным ростом числа людей, страдающих от нехватки воды, во многих частях мира перед Республикой Беларусь открываются перспективы экспорта воды. Беларусь обладает значительными возобновляемыми водными ресурсами, но потребляет лишь малую их часть, что дает нам право рассматривать воду как потенциально значимую статью экспорта республики и основу продвижения Беларуси на рынке Ближнего Востока и Северной Африки.
Согласно классификации Международного института эксплуатации и охраны водных ресурсов (IWMI) выделяются два вида нехватки водных ресурсов: физическая и экономическая.
Физическая нехватка водных ресурсов свойственна странам, не обладающим значительными водными ресурсами или по разным причинам исчерпавшим имевшиеся в их распоряжении водные ресурсы. В вышеупомянутом регионе к таким государствам можно отнести Саудовскую Аравию, ОАЭ, Йемен, Оман, Катар, Кувейт, Египет, Ливию, Алжир, Тунис, Иорданию и Израиль. Причинами нехватки водных ресурсов в этих странах являются засушливый климат, невозобновля-емость подземных вод, низкое качество имеющейся воды и необходимость применения дорогостоящих технологий очистки, обеззараживания и опреснения. Стоимость воды в вышеупомянутых странах довольно велика и зачастую превышает стоимость топлива. Некоторые страны этой группы ежегодно тратят миллиарды долларов на закупку питьевой, в основном бутилированной воды.
Традиционными игроками на рынке воды в данном регионе являются Франция, Канада и Великобритания. Беларусь же на этом рынке пока не представлена. Со многими странами группы, для которой характерна физическая нехватка водных ресурсов, Беларусь имеет уже налаженные политические и экономические отношения, что является большим преимуществом и может облегчить выход на рынок воды. Таким образом, экспорт питьевой воды в вышеупомянутые страны представляется крайне перспективным.
Экономическая нехватка водных ресурсов характерна для стран, которые обладают значительными наземными или подземными водными ресурсами, но не могут использовать их в силу экономических причин, таких как отсутствие финансовых средств на добычу и очистку воды и отсутствие технологий добычи грунтовых вод. К таким странам относятся Эфиопия, Эритрея, Джибути, Судан, Южный Судан, Чад, Нигер, Мали и Мавритания, где, как предполагается, имеются значительные неиспользуемые подземные водные ресурсы. В Эфиопии, помимо этого, имеется также значительное количество наземной воды, т. е. рек и озер. Тем не менее во многих регионах страны ощущается резкая нехватка воды ввиду отсутствия финансирования.
Данная группа стран представляет интерес не только в плане экспорта воды. Республика Беларусь, имея развитую технологическую базу и значительный опыт, может наладить добычу грунтовых вод в регионе. В последние годы развертыванием такого рода проектов в странах, для которых характерна экономическая нехватка водных ресурсов, заинтересовались некоторые государства, в том числе страны, для которых характерна физическая нехватка водных ресурсов, такие как Саудовская Аравия, которая планирует наладить добычу питьевой воды в Эфиопии в крупном объеме. Подобные проекты могут принести выгоду и Беларуси.
Таким образом, Ближний Восток и Северная Африка представляют большой интерес для Беларуси и могут стать потенциальным источником значительной прибыли. Для этого необходимо проведение полномасштабного маркетингового исследования, анализ рынка воды и возможностей Беларуси по удовлетворению потребностей указанного рынка. В странах, для которых характерна экономическая нехватка водных ресурсов, необходимы проведение оценки запасов грунтовых вод и разработка планов по конкретным проектам в сфере добычи воды за рубежом с использованием белорусских технологий. В этой сфере у Республики Беларусь имеются колоссальные возможности, которые до сих пор остаются неиспользованными, а посему регион Ближнего Востока и Северной Африки может стать одним из основных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Беларуси уже в следующие пять лет.
Внешняя политика и участие Беларуси в глобализационных процессах.
«Глобализация» - слово, которое в последнее время совершенно утратило статус неологизма даже среди самых далеких от экономики людей. В результате активной информатизации общества, создания новых коммуникационных средств, а также непрерывного перемещения товаров, капитала и людей наша планета превращается в единый мирохозяйственный комплекс. Встает вопрос: смогут ли малые государства, такие как Беларусь, оставаться конкурентоспособными в новой среде? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть совокупность тесно взаимосвязанных факторов, формирующих движущую силу глобализации.
Ввиду небольшого объема внутреннего рынка развитие экспортного потенциала имеет для Беларуси определяющее значение. Объем экспорта на душу населения в 2012 г. в Беларуси составил 4 867 долларов США. К примеру, в таких странах с приблизительно равным внутренним рынком, как Венгрия и Швеция, эти показатели выше в 2,2 и 3,8 раза соответственно. Приоритетным направлением работы по повышению этих и других основополагающих показателей выбрана модернизация экономики. Данный процесс нуждается в рациональном перераспределении средств путем грамотных управленческих решений.
Именно поэтому еще одной важной деталью на пути интеграции нашей страны в мировую систему является человеческий фактор, а именно роль в этом процессе работников умственного труда. Адаптация образовательной системы к требованиям современной рыночной экономики через внутренние реформы, а также через присоединение к Болонской и другим научно-образовательным программам может принести положительные эффекты уже в краткосрочной перспективе. Несомненно, данные реформы смогли бы в какой-то степени приостановить «утечку мозгов» из Беларуси, которая приобрела особенно масштабный характер в последние годы.
Финансовая глобализация требует от нашей страны более активного развития финансовых и банковских систем и институтов. Не секрет, что низкое развитие фондового и финансового рынков в Беларуси позволило нашей стране в некоторой мере оградить себя от последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг. Учитывая данный опыт, руководство страны должно обеспечить постепенное развитие этих институтов, при этом сохраняя в своих руках возможность использования традиционных финансовых рычагов.
Непрерывный экономический рост - необходимое условие интеграции нашей страны в мировое сообщество как равноправного участника. И одним из важнейших факторов здесь является сохранение энергетической безопасности- цель, которая сегодня объединяет как развитые, так и развивающиеся страны. Для Беларуси в этой сфере важны два направления: разумная диверсификация поставок энергоносителей из-за рубежа и развитие внутренних источников энергии. И если альтернатив российскому газу и нефти в ближайшем будущем найти, скорее всего, не получится, то на внутренние источники можно возлагать определенные надежды. Важным шагом в данном направлении является акцент на ядерную энергетику и строительство Островецкой АЭС. По оценкам специалистов, это позволит Беларуси экономить около 1 млрд долларов в год на закупках главного источника энергии - газа. Также значительного внимания требует снижение энергоемкости производств, что неминуемо приведет к росту конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.